Возьмем с полки и полистаем книгу Василия Васильевича Сапожникова «По Русскому и Монгольскому Алтаю», выпущенную «Государственным издательством географической литературы» (Москва) в 1949 г. Часть 3, глава 11 «Нижняя Катунь».
Путешествие, которое описывает Сапожников в этой главе, было им совершено в 1899 г.
Мы с вами, посредством прочтения этого «путеводителя», совершим виртуальное путешествие с В.В. Сапожниковым по маршруту: Река Бельтертуюк – Чемал. Потом сделаем выводы и я, и вы.
Перед экскурсией хочу сказать, что Василий Васильевич считал нижним течением Катуни промежуток от устья ее правого притока - реки Сумульты до места слияния Катуни с рекой Бией.
«… Степь Ак-кая с лугами и посевами замыкается скалами, которые в одном месте прорезаны темной щелью; в глубине ее шумит небольшой водопад, образуемый правым притоком Бельтыр-оëк.
Этот пункт находится в 30 верстах от устья Сумульты и лежит на высоте 540 м.
От Бельтыр-оëка долина Катуни расширяется в широкую террасу, которая через четыре версты прерывается бомом. Вообще долина Катуни расширяется все больше, принимая степной характер; почва, конечно, наносного происхождения, и широкие террасы лишь изредка стесняются скалистыми утесами.
До устья Эджигана на этом протяжении впадают в Катунь лишь два небольших ключа, а с левой стороны речки Сарулу, Карасу, Карбан и Уруктой.
В 20 верстах от Бельтыр-оëка, миновав сужение долины со скалами, тропа приводит к устью притока Эджиган, где долина опять расширяется, приобретая степной характер. Прозрачный Эджиган в пять сажен ширины течет по мелкой гальке в зарослях тальника и очень оживляет сухую долину. Недалеко от Катуни на берегу Эджигана есть пасека. По словам хозяина пасеки, д. Эджиган находится верстах в семи отсюда вверх по реке, при впадении в Эджиган речки Каин-сара.
Близ Эджигана лес состоит из лиственницы и березы, а в верховьях рек есть пихтачи и кедр, куда и отправляются «в орехи». Есть гари, но они засаживаются кедрачом. По вершинам Эджигана и Сумульты промышляли медведей, каменных козлов (теке); водится изредка и марал.
Долина Катуни ниже Эджигана остается по-прежнему открытой и принимает постепенно культурный характер. Уже невысокие горы реже отсылают к реке скалистые гривы, и горизонт понемногу расширяется. Верстах в трех от Эджигана Катунь образует красивый порог или целый ряд порогов. Русло ее, достигающее в нижнем течении до 70 – 80 сажен, перед порогом расширяется сажен до 100, а потом сразу стеснено черными скалами, выходящими из-под носов долины в узкий коридор; есть места, не превышающие десяти сажен ширины. Вода врывается в коридор грохочущим пенистым потоком, представляя резкий контраст своей белизной с черными скалами, которые беспорядочными гривами и отдельными глыбами образуют зубчатый бордюр бурной реки.
Коридор тянется с полверсты; дальше Катунь расширяется, успокаивается и делает крутой поворот на запад. За небольшим сужением у поворота долина опять превращается в широкую степь, где в Катунь впадает маленькая речка Еланду, пересекая высокую террасу, покрытую лугом и ближе к берегу – группами сосен. От Еланду до Эджигана около 18 верст; на этом протяжении справа впадают незначительные речки Чебо и Бий, а с левой стороны Коспа и Кас-кол.
От устья Еланду до Чемала тоже верст восемнадцать. Неширокая степь близ Еланду идет только с правой стороны, а с левой – крутые утесы подходят к самой реке. Скоро и с правой стороны подходит к реке небольшой «притор», за которым верст на шесть длины протянулась степная долина; у верхнего конца ее есть маленькая речка Черкиш.
Верст за десять до Чемала с правой стороны подходит очень красивый бом с удобной тропой, которая сначала выходит на косогор, а потом спускается к самой реке, где из камней выложен искусственный балкон. Весной его, конечно, закрывает вода. В реке против бома есть крупные камни, выдающиеся над водой, но течение довольно покойное.
Ниже бома опять широкая долина справа и утесы с левой стороны. Местами видны великолепно выраженные высокие террасы. Луга иногда сменяются сосновыми парками с кудрявыми деревьями. От пасеки верст за пять до Чемала широкая тропа годится даже для езды на колесах. Версты за две до Чемала Катунь уходит на запад и скрывается в ущелье между скалистыми утесами, а тропа отклоняется вправо от реки в глубокую выемку между горами, которая приводит в долину р. Чемал, прозрачного шумливого притока до 8 сажен ширины.
Ниже устья Чемала Катунь входит во вторую скалистую теснину, за которой выходит к самому селению, а тропа, пройдя мост через Чемал, пролегает с правой стороны скалистой сопки по лесу из молодой сосны и, наконец, выходит в широкую долину, где стоит селение Чемал.
Здесь путешественник попадает в населенный район Катуни и в область колесных дорог.
Таким образом, все протяжение Катуни от устья Каинчи и даже от Сумульты летом можно без хлопот проехать правым берегом. Другое дело – в высокую воду, когда Катунь заливает береговую кромку и нужно карабкаться в горы…»
Вот, какие можно сделать выводы относительно сопоставления текста В. В. Сапожникова и сегодняшней информации:
- Название объектов в тексте В. В. Сапожникова отличаются от современных: Эджиган (Эдиган); Уруктой (Ороктой); Бельтыр-оëк (Бельтертуюк); Черкиш (Че-Чкыш); Бий (Бийка); Коспа (Каспа).
- Никакой деревни Куюс Сапожников не описывает, что подтверждает мнение о том, что ее в 1899 году и не было.
- Нет упоминания о селах: Ороктой, Еланда; о реках: Тыткескень, Апшуяхта и др.
- «Скалистой сопкой» В. В. Сапожников называет гору Бешпек, сообщая, что она поросла молодым сосновым лесом.
- Спиллвей, по которому проходит сегодня дорога из долины Катуни в долину Чемала, названа здесь «выемка между гор». Видимо эта форма рельефа привлекла его внимание.
- Отмечена в тексте и Толгоекская терраса, как «высокая терраса».
- Не привлек внимание Сапожникова ныне популярный Еландинский порог, возможно, он, обходя бом, его не наблюдал.
- Интересным мне показалось наличия искусственного балкона на одном из бомов. Конечно, его сейчас нет, так как при строительстве современной дороги, ничего не осталось.
А вы как думаете?
Путешествия продолжаются… Ольга Шадрина. Фото автора