Найти в Дзене
Агромир

Супруги Волковы: вся жизнь в цветущем саду

Построить дом, посадить дерево и родить сына – этот жизненный план Владимир Григорьевич и Нина Петровна Волковы выполнили сполна. Правда, вместо сына у них две дочери и уже пятеро внуков, а деревьев они посадили столько, что невозможно сосчитать. И теперь помогают это делать другим: питомник Волковых – один из лучших в Крыму. О жизни, о работе, о развитии крымского садоводства мы поговорили с Владимиром Григорьевичем Волковым. Осторожнее, очень скользко! Мы плывём по грязи: Владимир Григорьевич Волков – привычно и уверенно, я – мысленно чертыхаясь. На каждую ногу мгновенно налипает по килограмму крымской земли. - Вот тут у меня однолетний кизил, - показывает мой спутник, владелец «Питомника Волковых» в селе Донское. – Там – двухлетний, уже готовый к плодоношению. Только что мы проскользили сквозь аллею многолетнего цветущего кизила. Он довольно красив, особенно на фоне грязи, что несколько примиряет меня с обстоятельствами. Хозяин тем временем рассказывает, что в своём питомнике он раб

Построить дом, посадить дерево и родить сына – этот жизненный план Владимир Григорьевич и Нина Петровна Волковы выполнили сполна. Правда, вместо сына у них две дочери и уже пятеро внуков, а деревьев они посадили столько, что невозможно сосчитать. И теперь помогают это делать другим: питомник Волковых – один из лучших в Крыму. О жизни, о работе, о развитии крымского садоводства мы поговорили с Владимиром Григорьевичем Волковым.

Осторожнее, очень скользко!

Мы плывём по грязи: Владимир Григорьевич Волков – привычно и уверенно, я – мысленно чертыхаясь. На каждую ногу мгновенно налипает по килограмму крымской земли.

- Вот тут у меня однолетний кизил, - показывает мой спутник, владелец «Питомника Волковых» в селе Донское. – Там – двухлетний, уже готовый к плодоношению.

Владимир Григорьевич Волков в своём питомнике
Владимир Григорьевич Волков в своём питомнике

Только что мы проскользили сквозь аллею многолетнего цветущего кизила. Он довольно красив, особенно на фоне грязи, что несколько примиряет меня с обстоятельствами. Хозяин тем временем рассказывает, что в своём питомнике он работает вместе с супругой Ниной Петровной, что у него две дочери и пятеро внуков, что в Государственном Реестре состоит четыре выведенных им сорта кизила, из которых два последних он назвал именами старших внучат – «Артемий» и «Настя». Что их питомник рассчитан на сто тысяч саженцев, а коллекцию для него он собирал из разных стран мира.

- Мы объехали больше 50 стран, и все новинки, всё самое интересненькое старались привезти, попробовать в своих условиях. А с другой стороны, все аборигены, которые можно было отковырнуть, мы собрали в эту коллекцию и потихоньку размножаем. Вот этот цвет крымского садоводства, который сделал прославленной эту отрасль во всём мире, мы стараемся сохранить. Вот это у меня «Синап белый», привитый на слаборослый подвой М9, - показывает на пока что совершенно голое невысокое деревце.

Владимир Григорьевич приводит знаменитый пример: в 1891 году на парижской выставке крымской сорт яблок «Кандиль синап» был удостоен Большой золотой медали, которую Льву Платоновичу Симиренко передал лично император российский Николай II.

- И тогда все ахнули, потому что считали, что Россия лапотная и у неё ничего не может быть такого современного, красивого, вкусного. Эта выставка полностью их отношение изменила. Вот мы стараемся эти сорта и сегодня сохранить. Тот же кандиль синап, Синап белый выращиваем.

Желание – чтобы фрукты росли!

- Я родился на Тарханкуте, в селе со старым названием Киличи, современное Карельское. Но там уже люди и не живут, остались только кошары. Там с давних пор занимались овцеводством. Я за пять километров ходил в школу, и вокруг была одна степь. Только где-то на горизонте маячили лесополосы, а в них росли жердели, то есть дикие абрикосы. Других плодовых деревьев поблизости не было. И конечно, желание у меня возникло, чтобы эти фрукты росли.

Жёлтый кизил в питомнике. Фото из личного архива Волковых
Жёлтый кизил в питомнике. Фото из личного архива Волковых

Володя закончил сельскохозяйственный колледж, потом институт. С товарищами-студентами они организовали туристический клуб «Тавры», с которым вдоль и поперёк исходили не только родной Крым, но побывали в Карпатах, на Урале, Памире, Саянах и даже на Камчатке. В этих походах Владимир Григорьевич «выходил» себе жену, с которой они вместе создавали свой «Питомник Волковых».

- А когда вы начали заниматься своим питомником?

- После института я попал сюда, в Донское, работал агрономом-виноградарем, потом меня забрали в область. В 90-м году, когда появилась возможность приватизировать участок, решил заняться чем-то своим, выращивать свои сады и питомники. На тот момент я работал в агромпроме начальником отдела, но положил заявление на стол – и всё, говорю, я пошёл.

Тогда после развала Союза настали лихие девяностые, всё поменялось. Все стали стремиться зарабатывать деньги, чтобы сегодня вложить, а вчера уже получить прибыль. Но в виноградарстве так не получается. В этой отрасли очень большая затратная часть, начиная от подготовки почвы, оплаты саженцев, шпалеры, установки, потом только через 4 года оно начинает давать отдачу. В современной экономике большинство предпринимателей так не хотят.

Но я за свою жизнь объехал много стран и видел, что государства, которые занимаются виноградарством и виноделием, - это самые развитые в экономическом отношении державы: Франция, Италия, США, Китай и так далее. Получается, у них самая стабильная экономика.

- Какие первые саженцы вы стали выращивать в своём питомнике?

- Ну, наверное, самые популярные – яблоня и груша. Меня прежде всего интересовали аборигены. Они стали очень быстро исчезать. 90-й год, он был как бы разломный, мы открыли окно и увидели, что в мире делается. В Европе эти слаборослые подвои типа М9 уже давно были, а у нас первые слаборослые сады начала закладывать в Крыму Крымская опытная станция, это так называемые пальметтные сады. Но там это уже было давно развито.

Я счастлив, что родился в Крыму

- Какие сорта фруктовых деревьев вы бы предложили разводить в Крыму?

- Ну сейчас, конечно, никто уже не закладывает сад на высокорослых подвоях, только низкорослые. Если заложить яблони до 1 ноября, то она уже в первый год даст урожай до 30%. Из аборигенов на слаборослом подвое бесконечно урожайное и вкусное яблоко даёт «Синап белый». «Кандиль» всё-таки по урожайности так себе, на троечку с плюсом, а у этого твёрдая пятёрка. Яблоко достаточно нежное, но очень вкусное, хорошо хранится. Из аборигенов «Синап белый» больше всего заслуживает внимания. А так из новых- фуджи, моди и их клоны. Они неплохие, но я бы в Крыму продвигал своё. Всё-таки надо быть патриотами.

С грушей все сложнее, потому что более-менее низкорослый подвой ВА-29 – не хлорозоустойчивый, то есть не терпит извести, а у нас в предгорье её много. Но есть хорошие сорта, допустим, из последних, которая очень хорошо себя показала, это «Талгарская красавица». Киргизский сорт, и хотя это страна абсолютно не садоводческая, но вот она вдруг так выстрелила. На айве плодоносит, прекрасно хранится, высокие товарные качества и так далее.

Очень востребованы саженцы кизила.

Плоды зизифуса - кладезь витаминов. Фото из личного архива Волковых
Плоды зизифуса - кладезь витаминов. Фото из личного архива Волковых

- Что-то, может быть, есть у вас новенькое, необычное?

- Я бесконечно люблю зизифус. Он, конечно, не новый, но почему-то тяжело в России приживается – зизифус, жожоба, китайский финик и так далее. Очень полезная культура, имеет природные ферменты, которые очищают кровеносную систему человека. Кто постоянно употребляет его в пищу в любом виде, живёт долго и счастливо. У меня был такой случай, мальчик в Черноморском районе держал фермерское хозяйство, и у него мать сердцем страдала, состояла на учёте в кардиологии. И что-то заговорили об этом, я ему дал ведёрко сухого зизифуса. Она попила месяц, и через месяц на обследовании показало, что ей намного лучше. Я секатором режу сухие плоды на 3-4 части, чтоб они лучше заваривались, и заливаю кипятком. Стакан плодов на два литра кипятка – мне как раз на день пить, вместо воды. Очищаются сосуды, налаживается работа сердца, стабилизируется давление. А кизил спокон веков считался ягодой от всех болезней. Простуды, кишечные болезни, сердечные проблемы – всё лечили кизилом. Была такая ситуация, во время кавказской войны русская армии слегла с цингой. И их отпоило местное население настоем кизила. Буквально за две недели армия поднялась на ноги.

- Вы можете перечислить, где сейчас растёт ваш кизил?

- Например, в фитосовхозе "Радуга" Симферопольского района, там 20 гектаров засажено нашими саженцами. Много садов в Краснодарском крае, ещё больше осталось на Украине.

Это моё любимое дело, я этим живу. Я счастлив, что родился в Крыму и посвятил свою жизнь развитию нашего садоводства.

Больше интересного на нашем сайте.