Казалось бы, какая связь? Первое – направление электронной музыки, а второе – литературный цикл Роберта Джордана. И все-таки общее есть: фэнтезийная основа.
Собственно, Dungeon Synth – это минималистично-синтезаторный эмбиент (то есть фоновая музыка), который звучит так, будто он саундтрек из какой-нибудь старенькой RPG, и под него герой топает по мрачному темному подземелью.
Атмосферные звуки мрачного темного подземелья обычно прилагаются – вместе с таинственной фэнтезийной обложкой.
Как пример.)
Зародился Dungeon Synth еще в лихие 90-е из инструментальных вступлений к композициям блэк-металистов. Постепенно он оформился в отдельный жанр, напитался фольклорными элементами и старым добрым эпиком, вроде фильмов 80-х о Конане-варваре. Широкой известности Dungeon Synth не получил. Скорее всего, вы даже не слышали об этом жанре. Однако в узких кругах он продолжает жить и развиваться и по сей день.
Есть и в русскоязычном сегменте интернета сообщество «подземельщиков» под логичным названием «Dungeon Synth».
Набрела на него я два года назад, когда случайно узнала об этом жанре. Удивило то, что, помимо репостов альбомов иностранных исполнителей, в сообществе выкладывается немало собственных сочинений от наших соотечественников. И один из таких авторов – Kar'A'karN, который пишет музыку уже почти 20 лет, вдохновляясь циклом Роберта Джордана «Колесо времени». Сам его псевдоним – отсылка к «Колесу…»: Кар'а'карн – это избранный, «вождь вождей», который, согласно пророчеству, объединит государство Айил и в то же время погубит его.
Мне стало интересно, что же это за «Колесо…» такое, которому человек посвятил столько лет творчества. Так я прочла первый том…
Это оказалось фэнтези старой школы – без постмодернизма и переосмыслений а-ля «Ведьмак», со всеми прилагающимися для фэнтези старой школы клише. Есть некий, похожий на Средневековье, мир и есть некие темные силы, которые время от времени пробуждаются и на оный мир нападают. Время, кстати, здесь циклично и движется по кругу – поворачивается вместе с Колесом, и события в какой-то мере повторяются снова и снова. И герои перерождаются.
Главгерои здесь оказываются избранными просто потому что – «согласно пророчеству» и, видимо, из-за памяти о прошлых жизнях. Правда, помимо ребят-приключенцев (Ранд, Мэт и Перрин) с ними в компанию затесались и девчата (Эгвейн и Найнив).
Разобраться с местным мироустройством сразу, с наскока, да без допматериалов не получится, поскольку оно подается обрывочными сведениями. За что не любят женщин-волшебниц Айз Седай? Что собой представляет Колесо Времени – реальный волшебный артефакт или метафорический символ? Ответов в первом томе не найти. Хорошо хоть, к концу объяснили, что такое Око Мира, к которому усердно топала наша честная компания.
Цикл можно поругать за все вышеперечисленное, а также за неспешность повествования и абсолютную «неубиваемость» леди Морейн и Лана, которые опекают в пути наших приключенцев. Поругать-то можно, но… это действительно ХОРОШО НАПИСАНО!
«Колесо…» – ни разу не темное фэнтези, но от сцен столкновения со злом мурашки по коже. Те же троллоки. Вроде, типичные «оркоподобные» злые существа – туповатые и отправляемые на убой, но когда они ночью один за другим лезут в окна дома Ранда… А их командиры – безглазые, однако все видящие Мурдраалы?
Или аморфное, стелющееся туманом ненасытное зло Машадар, которого боятся даже слуги Темного? Когда оно обволакивает жертву и просачивается ей в глаза и рот…
А уж какие кошмары тут снятся главгероям!
Очаг был выложен необычными овальными камнями: они лишь выглядели камнями, гладкими и влажно-блестящими, несмотря на яростные языки пламени, если смотреть прямо на них, но стоило глянуть на них краешком глаза, как они превращались в лица мужчин и женщин, корчащихся в страшных муках, разевающих рты в безмолвном крике. В центре комнаты стояли стулья с высокими спинками и полированный стол, совершенно обычные, но их привычность лишь подчеркивала странность остального. На стене висело одинокое зеркало, но обыкновенным оно вовсе не было. Когда Ранд взглянул в него, то вместо своего отражения увидел размытое пятно. Но все прочее в комнате зеркало показывало верно.
Очень яркие, оседающие в памяти образы! Неудивительно, что цикл Роберта Джордана нашел своих поклонников, до сих пор считается одним из столпов фэнтези и служит источником вдохновения.
Статья любезно предоставлена каналом Сёрфинг заядлой милитиссы. Около фэнтези. Заходите на этот любопытный канал..