Найти тему
Записки ITBP

Осторожно! JSDD. Part 6

В психологии существует упрощённая модель социального взаимодействия людей под названием «Треугольник Карпмана». Он же «Драматический треугольник». В нём есть роли «Жертва. Агрессор. Спасатель». Мы предпочитаем термин «СпасИтель».

Почему так? Потому, что есть реальные спасАтели, которые спасают жертву обстоятельств раз и навсегда, а есть спасИтели, которые предпочитают спасать жертву периодически.

Модель треугольника Карпмана несколько упрощённая, но некоторые явления описывает достаточно точно. Например, психологию поведения спасИтеля. Если мы говорим про IT, то здесь в роли спасИтеля будет выступать высококвалифицированный специалист с запросом быть нужным и выраженной жалостью к людям, что будет выливаться (только внешне, конечно) в желание помочь людям.

🫂СпасИтель будет оберегать от ошибок членов IT-команды, в том числе от получения опыта и самостоятельности. Для него характерно подсознательное стремление замыкать все процессы на себе, а в коллективе он имеет большой авторитет в силу своей квалификации и постоянного стремления помочь.

😔Как результат, техническая команда привыкнет работать несамостоятельно и будет деградировать уровень квалификации. Заметим, что те задачи, которые ещё недавно команда могла решать эффективно и самостоятельно, начинают вызывать проблемы. Команда уже нуждается в помощи. Плюс спасИтель подсознательно будет выбирать не самые оптимальные технические решения, обеспечивая себе возможность спасать команду в будущем.

💯
На практике работают два основных решения. Первое — это изоляция спасителя от технической команды. Нельзя лишать людей возможности профессионального роста и способствовать их психологической деградации. Второе — расстрел жертвы. В случае попытки спасИтеля кого-нибудь спасти, этот человек уничтожается на месте. Таким образом коллектив привыкает, что принимать помощь от спасИтеля опасно, а он не может просто так кого-то спасать.

Второй способ применяется, когда спасИтель является действительно ценным сотрудником, без которого нельзя обойтись. Действия такого человека являются во многом бессознательными и не направленными на непосредственное причинение вреда. Но это именно та дорога в ад, которая вымощена лучшими побуждениями🤷‍♂

Выявить наличие спасителя в технической команде непросто. Нужна комбинация технических знаний и знаний в области организационной психологии.

На такой айтишно-психологической ноте мы заканчиваем серию публикаций о JSDD. Кто сталкивался с этим у себя в организации? Делитесь в комментариях👇👇👇