У артиста Мягкова много поклонников, особенно поклонниц . Говорят, дамы жалеют его слабых по характеру героев на расстоянии, а сами не хотели бы иметь таких партнёров по жизни. Трудно сказать окончательно в чём причина симпатий, но они есть и это бесспорно. Герои Мягкова находятся в разных обстоятельствах , а Карандышев и в другой эпохе . Но Рязанов снял персонажей именно в такой последовательности Лукашин , Новосельцев , Карандышев и это не случайно. Есть важный социально-общественный аспект, объединяющий героев - к нему вернёмся. А пока о моральном падении одного и того же рязановского персонажа в трёх лицах.
Герой в виде Лукашина предстаёт перед зрителем симпатичным, не совсем уверенным в себе, но нагловатым человеком , склонным к мелким интригам . В изрядном подпитии он даже сделал заявку на скрытое хамство , проявив его в аэропорту, в общении с совершенно незнакомым человеком (Ронинсон) . Впрочем Женя и сам удивлялся своей развязности и наглости, о чём поведал в разговоре с Надей. Хотя явно кокетничал при этом и цену себе набивал. Склонность к интригам Лукашин проявил , когда пришёл Ипполит . Женя фактически стал с ним соперничать , поступая непорядочно. Прекрасно понял, какой тяжёлый характер у Ипполита, и стал на этом играть - наговорил двусмысленностей, подыгрывал сомнениям Ипполита относительно Нади ...Фактически разрушал их отношения, даже ещё не зная зачем . Просто из вредности, из своих амбиций и комплексов.
К началу "Служебного романа" Лукашин-Новосельцев уже побывал "замужем" ... Смешно , конечно , но кто и какую роль исполнял в его семье ? Если жена бросает мужа с двумя детьми...я бы сказал - сюрреализм в творчестве Эльдара Рязанова ! А ещё Новосельцев переходный образ к самому низкому типу - Карандышеву. Анатолий Ефремович Новосельцев -это расчётливый позёр, безлошадный "рыцарь", сознательный неумёха и раздолбай. Показушный, публичный папа двух детей громогласно ищущий жену-няньку для себя ...и немного для детей. Абсолютно никчемный тип сумевший везде пролезть и устроиться за счёт симпатий к нему , потерявшей голову от одиночества , женщины.
И наконец переходящий рязановский герой достигает дна - он становится Карандышевым . Даже на фоне подловатых и гнусноватых поступков остальных персонажей, Юлий Капитонович выглядит самым подлым и гнусным . Снова он пытается выбиться в свет с помощью женитьбы, снова интригует ...и морально погибает , унося за собой в небытие и женщину , на которую рассчитывал , и которую убил физически , чтобы никому не досталась...т.е. снова по причине собственной подлости и зависти. Почему же эти три персонажа получились такими похожими у Рязанова ? Почему каждый как бы продолжает и развивает предыдущий образ и так плохо в итоге заканчивает ? Обратим внимание кому противостоит сквозной герой в исполнении Мягкова. С кем он борется ? С Ипполитом, Самохваловым и Паратовым . Все трое солидные , крепкие , почти монументальные представители общественной системы, государственного устройства. Это и есть тот важный социально-общественный аспект, объединяющий героев в исполнении Мягкова.
В кино Рязанова всегда просматривается некая "фига в кармане" и явно видна критика системы, бюрократии. Но воплощением "борца" почему-то стал именно Лукашин-Новосельцев-Карандышев . Между "Служебным романом" и "Жестоким романсом" были ещё "Гараж", "О бедном гусаре замолвите слово", "Вокзал для двоих" , но "борцом" остался именно герой Мягкова. В "Гараже" Мягков тоже сыграл (и неважно - не вспомнить толком) и этот фильм был наиболее "протестным" , но явного "протестующего" (не путать с тостующим) не получилось. Протестовали все, а переиграл всех Гафт ! Народ ,в образе самого Рязанова , безмолствовал , да что скрывать - просто спал. А остальные суетились, выступали мелко и не убедительно. Не нашлось своего Папанова с его "Свободу Юрию Деточкину"
В "Гусаре" как-то не смотрелся Садальский в качестве "диссидента", а герой Басилашвили спокойно и солидно поставил всех на место. Тот же Басилашвили в "Вокзале для двоих" вроде бы отстаивающий справедливость , ничего не смог поделать с Михалковым , как и в качестве Паратова , воплощающим существующие порядки. В итоге в "Жестоком романсе" с системой в виде Паратова борется опять Мягков, вернее его герой ...и опять жалкий и ничтожный. И это снова сюрреализм Рязанова. Он как человек не принимающий полностью систему и существующую власть, не нашёл достойного борьбы героя в своих фильмах. Сюрреализм в том, что при попытках критики герои-борцы выглядели жалкими и обречёнными. Или того хуже - Новосельцев кричал, суетился, вставал в позу, а в итоге при первом же удобном случае сам женился на "номенклатурной" даме , т.е. как Пугачёв , в борьбе с царём и его правлением, не придумал ничего лучшего , как стать царём. Кстати сравните Емельяна Пугачёва и рязановского "революционера" - слон и Моська , да и только. При всей достаточно жёсткой сатире герой, антипод системе у Рязанова жалок и бесперспективен.
Вся эта критика и борьба в таком случае выглядит не конъюнктурщиной конечно же , но как минимум рекламным ходом для привлечения зрителя. А самого режиссёра, очевидно, всё устраивало. Вот только без Брагинского не заладилось ... да и Брагинский без Рязанова больше не блеснул.