Найти в Дзене
ITSumma

Полезная бюрократия: зачем сайту инструкция по эксплуатации?

Оглавление

Привет, это ITSumma, и да, мы решили чутка хайпануть: понятное дело, что у сайта — с бытовой точки зрения — не может быть инструкции по эксплуатации. Но она может быть (и должна быть) у инфраструктуры веб-проекта. Зачем и как её создать и в чём выгода для бизнеса от небольшой бюрократизации в IT — рассказываем откровенно и с примерами.

Что такое инфраструктурная документация

Вначале — бытовой пример: если вы когда-то покупали машину, то знаете, что вместе с ключами дилер передаёт вам толстенное руководство по эксплуатации.

Опрошенные нами 37 автовладельцев из числа коллег признались, что ни разу в неё не заглядывали. Ещё 12 заглядывали, точнее, были вынуждены заглянуть, когда с автомобилем случилась какая-то неприятность. То есть инструкция в нашем бытовом понимании — такая необязательная штука, которая нужна только когда что-то ломается.

Инфраструктурную документацию отчасти тоже можно назвать инструкцией по эксплуатации веб-проекта. С её бытовым аналогом их роднит то, что в документации содержится описание устройства продукта или системы и взаимодействии их частей, как ими пользоваться, какие могут быть проблемы и как их решать.

Но есть и отличия — важные, ключевые:

  • инфраструктурная документация постоянно пополняется;
  • новому сотруднику без знакомства с ней практически невозможно “сесть за руль и поехать” — ведь внутреннее устройство каждой инфраструктуры уникально (в отличие от автомобиля);
  • она помогает экономить деньги.

В чём выгода для бизнеса

Ведение документации — процесс, который требует определённых ресурсов. Почему же эти издержки стоят того?

  • Коммуникации эффективнее
  • Риски меньше
  • Планирование лучше

Поясним за каждый тезис подробно.

Улучшение внутренней коммуникации

Этот тезис выглядит как мудрость от Капитана, но дочитайте: наличие документации, содержащей подробное описание ИТ-систем компании, помогает сотрудникам лучше понимать, как работают эти системы и как они взаимодействуют друг с другом. Соответственно, поэтому проблемы решаются быстрее и эффективнее.

Бонус: прозрачность в понимании того, как всё устроено, помогает находить “точки роста” — проще говоря, где что можно улучшить.

И наконец, с помощью документации новые сотрудники быстрее приступят к своим обязанностям и разберутся, как работает проект, как построена и из чего состоит его инфраструктура.

В нашем отделе инфраструктурной документации есть вот такая инструкция для новых сотрудников. Прочитав её, новоиспеченный коллега узнает, как именно нужно составлять документы.
В нашем отделе инфраструктурной документации есть вот такая инструкция для новых сотрудников. Прочитав её, новоиспеченный коллега узнает, как именно нужно составлять документы.

Уменьшение рисков и повышение безопасности

Документированные процессы помогают компании лучше понимать, как изменения в инфраструктуре будут влиять на бизнес. И что сделать, если негативного влияния не удалось избежать – проще говоря, как откатиться на исходные в случае ошибки или серьёзного инцидента.

В наших документах есть вот такие ранбуки — инструкции для сотрудников по устранению проблем в инфраструктуре. Они описывают куда пойти, на что смотреть, что нажать и кого позвать на помощь, если не справляешься.
В наших документах есть вот такие ранбуки — инструкции для сотрудников по устранению проблем в инфраструктуре. Они описывают куда пойти, на что смотреть, что нажать и кого позвать на помощь, если не справляешься.
Бонус: если специалист, владеющий информацией о внутреннем устройстве системы, уволился, риск столкнуться с непознанным практически сводится к нулю — опять же, благодаря тому, что эти знания не только у него в голове, но и в документации.

Улучшение планирования и управления

Документация помогает зафиксировать лишние компоненты в инфраструктуре. В ней чётко видны те модули, которые потеряли свою актуальность и не используются или дублируют функции других элементов. Таким образом, чем подробнее документация — тем больше возможностей оптимизировать издержки.

В документах обязательно должна быть полная схема инфраструктуры: серверы, их IP-адреса, сервисы, которые работают на этих серверах, домены и их проксирование, репликации и синхронизация.
В документах обязательно должна быть полная схема инфраструктуры: серверы, их IP-адреса, сервисы, которые работают на этих серверах, домены и их проксирование, репликации и синхронизация.

Какой должна быть инфраструктурная документация

Полной, актуальной, структурированной и единообразной.

Как сделать её полной?

Нужно составить инвентори — полный список ресурсов проекта. Это виртуальные и железные серверы, облачные ресурсы и сервисы и т.д.

Ещё здесь указываются такие характеристики, как количество процессоров, объём оперативной памяти, способы доступа к тому или иному ресурсу, если они имеют какие-то особенности. Также в инвентори стоит отразить расположение ресурсов проекта — в каких датацентрах, у каких хостеров или на каких железных серверах они находятся.

И, наконец, этот список ресурсов описывает всё IT-хозяйство вашего бизнеса — сайты, приложения и существующие среды (контуры для разработки, тестирования и т.д.)

Пример, как может выглядеть инвентори
Пример, как может выглядеть инвентори

Как сделать её актуальной?

Документация должна меняться вслед за изменениями в инфраструктуре, при этом сохраняя всю историю изменений.

Когда нужно обновлять инструкции и документацию:

  • при добавлении или удалении серверов, продуктов и приложений;
  • во время миграции в новый ДЦ или облако;
  • если вы стали использовать новые инструменты для работы проекта.

Как сделать её структурированной и единообразной?

В этом поможет стайлгайд. Он обеспечивает консистентность документов и ускоряет адаптацию новых сотрудников благодаря структурированию информации.

Дословный перевод английского словосочетания Style guide — «руководство по стилю». Применительно к документации это набор правил и требований, включающий особенности стиля и тона изложения, оформления текста и структуры, использования терминологии и т.д.

Что дает стайлгайд:

  1. Приводит документы к единому виду. Это помогает быстрее и проще ориентироваться в них.
  2. Уменьшает время на подготовку новых инструкций.
  3. Формализует знания, которые ранее хранились в головах разных людей.
Пример нашего стайлгайда
Пример нашего стайлгайда

Резюмируем

Можно ли жить без инфраструктурной документации?

— Конечно. Люди же ездят на автомобилях, стирают в стиральных машинах, взбивают смузи в блендерах, ни разу не прочитав инструкцию по эксплуатации ко всем этим устройствам.

Лучше ли бизнесу от ведения документации? — Безусловно! Это облегчает поиск источников проблем, когда они происходят, помогает новым сотрудникам быстрее вникнуть в суть процессов и умножает возможности сэкономить на инфраструктуре.

Сложно ли организовать этот процесс? — Просто, если следовать проторенному нашей компанией пути:

  • составить инвентори;
  • описать взаимодействие между компонентами системы;
  • фиксировать все изменения в инфраструктуре.

Нужен совет, как запустить процесс? — Советом всегда поможем! Пишите нам на consulting@itsumma.ru

И да пребудет с вами сила печатного слова ;-)