Найти тему
VIKENT.RU

Классификация уровней изобретений / инноваций по Г.С. Альтшуллеру

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

1. Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним – Генрих Альтов) – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), автор Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), изобретатель, писатель. На фоне — картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум
1. Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним – Генрих Альтов) – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), автор Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), изобретатель, писатель. На фоне — картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум

Возможны различные классификации технических решений по разным основаниям.

Например, одна из самых очевидных классификаций – по отраслям деятельности человека…

Г.С. Альтшуллер ввёл пятиуровневую классификацию изобретений по их качественному уровню – вот как это лаконично описано в одной из последних книг автора:

«Первый уровень: применены средства, которые прямо предназначены именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Второй уровень: выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных.

Третий уровень: изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Четвёртый уровень: найдены новая задача и новое решение.

Пятый уровень: найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач, проблем».

Альтшуллер Г.С. Вёрткин И.М. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г. с. 36.

«Количественно задачи разных уровней отличаются числом проб и ошибок, необходимых для отыскания решения. Но почему одна задача требует 100 проб, а другая в 1000 раз больше? В чём качественная разница между ними? Сравнительный анализ задач позволяет ответить на этот вопрос.

2. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.1
2. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.1

На первом уровне задача и средства её решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела отрасли). На втором уровне – в пределах одной отрасли (машиностроительная задача решается способом, уже известным в машиностроении, но в другой его области). На третьем уровне – в пределах одной науки (механическая задача решается механически). На четвёртом уровне – за пределами науки «задачедательницы» (например, механическая задача решается химически). На высших подуровнях пятого уровня – вообще за пределами современной науки (поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу).

Когда задача возникает, её пытаются решить сначала на первом уровне, затем на втором и т. д. Изобретатель, приступающий к решению задачи четвертого уровня, с точки зрения психологов, начинает с первой попытки. На самом деле он начинает с N-й попытки, причём N – весьма большое число».

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М. «Московский рабочий», 1973 г. с. 44.

«Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях приходится работать методами, соответствующими низшим уровням».

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М. «Московский рабочий», 1973 г. с. 37.

Комментарий И.Л. Викентьева:

Замечу, что эта классификация уровней изобретений Г.С. Альтшуллера неоднократно использовалась различными авторами для классификации творческих решений в различных областях – и не обязательно в технике…

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT.RU из 35-ти видео:

ТРИЗ Г.С. Альтшуллера (классический, «железный»)

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT.RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним – Генрих Альтов) – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), автор Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), изобретатель, писатель / DEV Community & На фоне — картинка сгенерирована нейросетью Шедеврум
  2. Картинка сгенерирована нейросетью Kandinsky 2.1