«Отец постучал в низкую дверь. Нам открыл худенький человечек в поношенном пиджаке. Лицо, волосы и глаза у него были такого же цвета, как и пиджак, - серые с желтоватыми пятнами. Это и был художник Врубель.
- Это что за юный субъект? – спросил он и крепко взял меня за подбородок. – Ваш сын? Совершенно акварельный мальчик…
Я боязливо осматривал комнату. Это была мансарда. Несколько рисунков, написанных акварелью, были приколоты булавками к темным обоям…
Отец сказал что-то похвальное о пришпиленных к обоям рисунках.
- Тряпье! – отмахнулся Врубель».
В последнее время много читаю биографий и на днях у Константина Паустовского в «Повести о жизни» наткнулась на это описание его встречи с художником. Если соотнести даты, то выглядеть во время этой встречи Врубель мог так, как на автопортрете в начале статьи.
Вот бы узнать – какие акварели увидел тогда мальчик Костя Паустовский .
Возможно среди них была одна из самых известных известных врубелевских акварелей "Роза в стакане".
Врубель писал акварели педантично и вдумчиво. Можно сказать "вытюкивал". В основном это - небольшие листы. С такой подробностью деталировки, художник, скорее всего, работал тонкими кистями.
Сначала он делал очень подробный рисунок, проводя карандашом границы между плоскостями освещения: полутонами, тенями, бликами. Потом - первая заливка очень светлым тоном, а после просушки постепенно доводил цвет до нужной силы такими же плоскими мазками, как он это делал в масле, иногда размывал границы. На заключительном этапе тонкой кисточкой он перекрывал промежутки очень светлой охрой или кобальтом (это один из синих пигментов). Художник и искусствовед Николай Прахов, друживший с Врубелем, передает в своих мемуарах его слова:
"Кобальт и охра – это божественные краски. Они соединяют между собой все разрозненные тона. Ты можешь удалить нужный план уже готовой акварели тем, что быстро покроешь его легким тоном кобальта, и красное при этом не станет лиловым, а желтое зеленым. Они только потухнут и уйдут на задний план".
Описываю так подробно метод Врубеля, понимая сколько в нем труда и внимания к натуре. К сожалению, на большой выставке в «Русском музее» прошлым летом, акварелей и рисунков было очень мало. На мой предвзятый вкус они легче дышат, чем большие произведения.
"Цветы в синей вазе". Интересна точка зрения - немножко сверху. Как выписаны лепестки красных цветов, кажется что они живые. И тут же - воздушным белым кружевом, почти одним пятном, предполагаю что гипсофила.
Орхидея на темном фоне. Такой фон сложно сделать, чтобы он был живой, «не глухой». И с каким тщанием выписаны тончайшие изломы светы на лепестках и листьях цветка.
Любование мельчайшими деталями. Как говорится: "мелочи создают совершенство, но совершенство - не мелочь!"
А этот маленький букет, мне кажется, создан всего тремя красками, но сколько тончайших переходов цвета, сколько нежности.
А в этом эскизе вышивки - неожиданный и яркий Врубель. Как красив этот цветочный вихрь: поле маков, васильков и ромашек под летним ветром.
Рисовал художник и близких ему людей. Очень много, в разных образах - жену Надежду Забелу-Врубель. Самым тонким мне кажется этот портрет.
Надежда была оперной певицей. Березки на заднем плане - как театральный занавес. Но женщина здесь - не артистка. Она теплая, домашняя, родная. Глаза цвета неба.
Эти же глаза мы видим у сына художника Саввы. Вот его портрет в возрасте шести месяцев.
Ребенок родился с "заячьей губой". Когда Врубель пишет этот портрет, прожить малышу оставалось совсем немного: в 1903 году Врубели поехали погостить в имение богатого поклонника художника В. В. фон Мекка. В пути ребенок заболел, легкая простуда переросла в воспаление легких. Семья остановилась в киевской гостинице, где Савва через два дня умер.
Сколько любви и внутренней боли отца в этом портрете. Какие серьезные, очень светлые, нездешние глаза у ребенка.
Вскоре после смерти Саввы Врубель попал в психиатрическую лечебницу, где и была написана та роза, что представлена в начале статьи.
Жизнь Михаила Врубеля - это тяжелый путь: преодоление болезни, недовольство своим творчеством. Все это мы видим в его больших работах маслом: панно и картинах. Но акварели - светлы, воздушны и легки.
А сегодня, 17 марта, у художника день рождения