Найти тему

Трепетные акварели Врубеля

Михаил Врубель "Автопортрет" Источник изображения - Яндекс Картинки.
Михаил Врубель "Автопортрет" Источник изображения - Яндекс Картинки.
«Отец постучал в низкую дверь. Нам открыл худенький человечек в поношенном пиджаке. Лицо, волосы и глаза у него были такого же цвета, как и пиджак, - серые с желтоватыми пятнами. Это и был художник Врубель.
- Это что за юный субъект? – спросил он и крепко взял меня за подбородок. – Ваш сын? Совершенно акварельный мальчик…
Я боязливо осматривал комнату. Это была мансарда. Несколько рисунков, написанных акварелью, были приколоты булавками к темным обоям…
Отец сказал что-то похвальное о пришпиленных к обоям рисунках.
- Тряпье! – отмахнулся Врубель».

В последнее время много читаю биографий и на днях у Константина Паустовского в «Повести о жизни» наткнулась на это описание его встречи с художником. Если соотнести даты, то выглядеть во время этой встречи Врубель мог так, как на автопортрете в начале статьи.

Вот бы узнать – какие акварели увидел тогда мальчик Костя Паустовский .

М. Врубель "Роза в стакане" 1904г. Акварель, графитный карандаш, бумага на картоне. Размер: 29.8×18.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник изображения - Яндекс Картинки
М. Врубель "Роза в стакане" 1904г. Акварель, графитный карандаш, бумага на картоне. Размер: 29.8×18.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник изображения - Яндекс Картинки

Возможно среди них была одна из самых известных известных врубелевских акварелей "Роза в стакане".

Врубель писал акварели педантично и вдумчиво. Можно сказать "вытюкивал". В основном это - небольшие листы. С такой подробностью деталировки, художник, скорее всего, работал тонкими кистями.

Для сравнения - кисти, которые у меня в основном в ходу )))
Для сравнения - кисти, которые у меня в основном в ходу )))

Сначала он делал очень подробный рисунок, проводя карандашом границы между плоскостями освещения: полутонами, тенями, бликами. Потом - первая заливка очень светлым тоном, а после просушки постепенно доводил цвет до нужной силы такими же плоскими мазками, как он это делал в масле, иногда размывал границы. На заключительном этапе тонкой кисточкой он перекрывал промежутки очень светлой охрой или кобальтом (это один из синих пигментов). Художник и искусствовед Николай Прахов, друживший с Врубелем, передает в своих мемуарах его слова:

"Кобальт и охра – это божественные краски. Они соединяют между собой все разрозненные тона. Ты можешь удалить нужный план уже готовой акварели тем, что быстро покроешь его легким тоном кобальта, и красное при этом не станет лиловым, а желтое зеленым. Они только потухнут и уйдут на задний план".

Описываю так подробно метод Врубеля, понимая сколько в нем труда и внимания к натуре. К сожалению, на большой выставке в «Русском музее» прошлым летом, акварелей и рисунков было очень мало. На мой предвзятый вкус они легче дышат, чем большие произведения.

М. Врубель "Цветы в синей вазе". Источник изображения Яндекс Картинки.
М. Врубель "Цветы в синей вазе". Источник изображения Яндекс Картинки.

"Цветы в синей вазе". Интересна точка зрения - немножко сверху. Как выписаны лепестки красных цветов, кажется что они живые. И тут же - воздушным белым кружевом, почти одним пятном, предполагаю что гипсофила.

Михаил Врубель "Орхидея. Этюд" 1887, 24×15 см Источник изображения Яндекс Картинки
Михаил Врубель "Орхидея. Этюд" 1887, 24×15 см Источник изображения Яндекс Картинки

Орхидея на темном фоне. Такой фон сложно сделать, чтобы он был живой, «не глухой». И с каким тщанием выписаны тончайшие изломы светы на лепестках и листьях цветка.

Михаил  Врубель "Красная азалия (Два цветка)" Источник изображения Яндекс Картинки
Михаил Врубель "Красная азалия (Два цветка)" Источник изображения Яндекс Картинки

Любование мельчайшими деталями. Как говорится: "мелочи создают совершенство, но совершенство - не мелочь!"

Михаил Врубель "Цветы". Источник изображения Яндекс Картинки
Михаил Врубель "Цветы". Источник изображения Яндекс Картинки

А этот маленький букет, мне кажется, создан всего тремя красками, но сколько тончайших переходов цвета, сколько нежности.

Михаил Врубель "Полевые цветы. Эскиз для вышивки" Источник изображения Яндекс Картинки
Михаил Врубель "Полевые цветы. Эскиз для вышивки" Источник изображения Яндекс Картинки

А в этом эскизе вышивки - неожиданный и яркий Врубель. Как красив этот цветочный вихрь: поле маков, васильков и ромашек под летним ветром.

Рисовал художник и близких ему людей. Очень много, в разных образах - жену Надежду Забелу-Врубель. Самым тонким мне кажется этот портрет.

М. Врубель "Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок". 1904. Акварель, пастель, черный и графитный карандаши. Источник изображения Яндекс Картинки
М. Врубель "Портрет Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок". 1904. Акварель, пастель, черный и графитный карандаши. Источник изображения Яндекс Картинки

Надежда была оперной певицей. Березки на заднем плане - как театральный занавес. Но женщина здесь - не артистка. Она теплая, домашняя, родная. Глаза цвета неба.

Эти же глаза мы видим у сына художника Саввы. Вот его портрет в возрасте шести месяцев.

Михаил Врубель "Портрет сына" 1902. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Размер: 53×69 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Источник изображения - Яндекс Картинки.
Михаил Врубель "Портрет сына" 1902. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш. Размер: 53×69 см. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия. Источник изображения - Яндекс Картинки.

Ребенок родился с "заячьей губой". Когда Врубель пишет этот портрет, прожить малышу оставалось совсем немного: в 1903 году Врубели поехали погостить в имение богатого поклонника художника В. В. фон Мекка. В пути ребенок заболел, легкая простуда переросла в воспаление легких. Семья остановилась в киевской гостинице, где Савва через два дня умер.

Сколько любви и внутренней боли отца в этом портрете. Какие серьезные, очень светлые, нездешние глаза у ребенка.

Вскоре после смерти Саввы Врубель попал в психиатрическую лечебницу, где и была написана та роза, что представлена в начале статьи.

Жизнь Михаила Врубеля - это тяжелый путь: преодоление болезни, недовольство своим творчеством. Все это мы видим в его больших работах маслом: панно и картинах. Но акварели - светлы, воздушны и легки.

А сегодня, 17 марта, у художника день рождения