Не так давно я в очередной раз услышала одну фразу в отношении поведения 18-летнего парня, желающего съехать от родителей. Его намерение съехать объяснялось просто – «Это возраст такой, все в это время хотят жить отдельно». В процессе диалога это поведение выставлялось в дурном свете – чей-то ребенок протестует не понимает, что делает, он совершает глупости и делает это назло родителям, желающим ему только добра. В один момент я спросила, спрашивали ли его о причинах такого поведения, в ответ меня с удивлением спросили, зачем это делать. Я решила понаблюдать дальше и пришла к выводу, который напрашивался сам собой – родители используют наблюдение «Это возраст такой», не раздумывая над причинами такого поведения. Если честно, даже жаль, ведь если углубиться в эту тему, то можно понять, что испытывает ребенок и как можно выстроить дальнейшее общение без конфликтов и желания сбежать из отчего дома.
Начну издалека. В начале своего пути человечество кочевало с места на место и, по итогу, заселило всю территорию земного шара. Люди бежали от некомфортных условий – палящего солнца, хищников, неплодородной земли и так далее. Те, кто смог адаптироваться - остались, остальные решили сменить место размещения. С нашей психикой также. Если условия некомфортные, появляется желание изменить окружающую среду или сбежать (в зависимости от силы раздражителя). Если сравнивать это с парнем из нашей истории, то можно понять, что желание уйти из дома – крайняя мера, на которую пошла психика.
Давайте обратимся к нашей широко известной пирамиде Маслоу, где можно увидеть, в каком приоритете распределены потребности в нашей жизни.
- Физиологические потребности
- Потребность в безопасности
- Потребность в любви/Принадлежность к чему-либо
- Потребность в уважении
- Потребность в познании
- Эстетические потребности
- Потребность в самоактуализации
В древности люди убегали, так как не могли обеспечить себе безопасность и пропитание, сейчас же ребенок находится в условиях, где он может удовлетворить, как минимум, физиологические потребности. Так зачем ему убегать? Здесь нужно немного покопаться в физиологии нервной системы, что я и сделала.
Думаю, все знают, что у живой материи есть одно важное свойство – раздражимость. Это реакция отдельных клеток или тканей на действие раздражителя. Раздражитель же – это любое изменение внешней или внутренней среды организма, воспринимаемое клетками и вызывающее ответную реакцию.
В физиологии есть один важный принцип – принцип детерминизма (причинности). Он подразумевает, что у любой рефлекторной реакции есть какая-либо причина.
Это касается и нашей психики – если человек совершает какое-то действие, существует раздражитель, который побудил человека это сделать, просто так действие не возникает.
И далее мы должны понять, что раздражитель может быть разной степени силы – подпороговый, пороговый и надпороговый. Как можно понять, подпороговый раздражитель не вызывает ответной реакции организма, пороговый – вызывает минимально видимую реакцию, а надпороговый – вызывает реакцию выше минимальной.
Очевидно, что в примере с нашим парнем сила раздражителя была надпороговой, так как в процессе разговора я успела понять, что парень в процессе взросления позволил нарушить все 3 уровня своих личных границ, из-за чего его реакция на любое действие, совершенное родителями, была максимально защитной – крик, манипуляции, игнорирование и так далее. Это все тоже не просто так – когда раздражитель появляется на радарах слишком часто и интенсивно, психика хочет от него избавиться, поэтому подключает различные защитные механизмы.
Хочу обратить внимание, что такое не работает с пороговым раздражителем (минимально видимая реакция), поэтому психика так легко принимает на веру все фразы, многократно услышанные в обществе.
Так вот, мы подошли к финишу этой истории – надпороговый раздражитель со стороны родителей появлялся так часто и интенсивно, что психика направила все свое внимание на него, игнорируя даже наличие в отчем доме основных благ, которыми можно перекрыть первую ступень пирамиды Маслоу.
Можно ли было этого избежать? Однозначно. Почему не получилось? Потому что не поняли, что нужно выявить надпороговый раздражитель, который медленно, но верно перестраивал психику ребенка. Стала бы жизнь счастливее, если бы это сделали? Я не знаю, я не Ванга, однако уверена, что у ребенка было бы на порядок меньше психотравм и низкоуровневых защитных механизмов психики.
Сейчас мы разобрали пример конкретного семейного конфликта, но, давайте будем откровенны - вы хоть раз слышали похожую историю в своем окружении. Кажется ли ситуация неприятной и странной при рассмотрении отдельной семьи? Да. Но, вопрос, кажется ли странным, что в один момент большая часть 18-летних парней стала себя так вести? Для меня это странно, из-за чего и начинается наблюдение, однако для большой части населения это связано таинственным нечто, засевшим в голове молодежи.
И тут психика взрослого человека начинает обработку по механизму «краткость – сестра таланта, минимизируем энергетические затраты». Таким образом психика подтягивает любые факты, которые человек слышал за время своей жизни и выделяет наиболее эффектные и часто встречающиеся. Таким образом «странное» поведение подростков стало объясняться влиянием из соцсетей, неуспеваемость детей в школе – телефонами и так далее. Ну, а желание феерично и конфликтно съехать от родителей – не более, чем проявлением бунта и незрелости, хотя все намного глубже, чем кажется на первый взгляд.