Найти тему
Level One

Как понять роман «Процесс» Франца Кафки

Оглавление

«Процесс» — одно из самых известных произведений Франца Кафки. Это роман, который оставляет после себя больше вопросов, чем ответов: мы толком не понимаем, что происходит, в словах героев часто нет логики. Но в этом абсурде и кроются главные идеи книги: Кафка показал состояние человека того времени, рассказал о бюрократии, личной трагедии и даже предсказал будущее — войну, фашизм и атомную бомбу. Делимся главными секретами, которые помогут подступиться к запутанному и непонятному сюжету.

Сюжет романа

Рядовой банковский служащий по имени Йозеф К. однажды просыпается и обнаруживает, что находится под следствием. В чем его обвиняют — неизвестно, ведь Йозеф никогда не совершал ничего противозаконного. Состав преступления ему не называют, да и сами обвинители толком не понимают, в чем виноват Йозеф. Начинается процесс, в ходе которого Йозефу К. предстоит выяснить, в чем его вина — и есть ли она вообще.

Идеи романа: место человека и пророчества Кафки

Кафка выразил конфликт человека того времени с миром: «...благодаря Кафке ясной стала неясность человеческого существования», — писал Макс Брод, близкий друг Франца. Дело в том, что пик писательства Кафки пришелся на эпоху модернизма конца 19-го — начала 20-го века. Человечество стояло на грани социального, культурного и политического кризиса, приближалась Первая мировая война. Популярными стали идеи Шопенгауэра и Ницше, которые ставили под сомнение возможность объяснить мир с помощью религии. Ученые посвящали целые трактаты тому, как непонятна окружающая реальность. Звучало все больше вопросов, ответы на которые лишь предстояло найти. Вот и главный герой «Процесса» не понимает, что происходит вокруг.

Еще Макс Брод писал:

«Кафка умер еще до кошмара неограниченных диктатур и атомной бомбы, до апокалипсиса порабощенного индивида, — но он предчувствовал все эти ужасы, пророчески предвосхитил их».

Идеи романа: повсеместность бюрократии

Кафка показал беззащитность человека перед режимом и миром, в котором тот становится маленьким беспомощным винтиком, и рассказал о торжестве бюрократического абсурда. Писатель сам работал страховым агентом и не понаслышке знал о бумажной волоките и неразберихе в разных государственных учреждениях. В «Процессе» бюрократия — монстр, который пожирает главного героя. Йозеф К. постоянно перемещается между разными инстанциями и пытается выяснить, в чем же его обвиняют.

Идеи романа: личная драма

«Роман — это я, мои истории — это я», — говорил Кафка, подтверждая, что его произведения отчасти автобиографичны. Перед тем как начать «Процесс» в 1914 году, писатель пережил личную драму: ему пришлось разорвать помолвку со своей возлюбленной, Фелицией Бауэр. Кульминацией их напряженных отношений стал долгий разговор с Фелицией, в котором также участвовали ее сестра и подруга. Кафка выслушал так много претензий и обвинений со стороны женщин, что потом даже называл этот случай настоящим «трибуналом». А в дневнике писал, что чувствовал себя в роли обвиняемого под следствием.

По мнению некоторых исследователей, именно эта сцена и подтолкнула Кафку к написанию романа. Там процесс происходит внутри героя. В попытках понять, в чем же он провинился, Йозеф К. проживает огромную внутреннюю трансформацию. Он начинает лучше относиться к людям вокруг, прислушиваться к собственным ощущениям и думать о том, зачем живет.

На курсе «Немецкая литература: понять и полюбить» мы поговорим об абсурдном и противоречивом мире Кафки и других известных писателей: Гессе, Манна, Брехта. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр.