Глава 4. Созревание видового поведения
- Дети могут заниматься физкультурой с пользой для всего мозга, а взрослые - только для моторных областей. Это означает, что попытки изучения мозга детей с помощью любой функциональной томографии лишены смысла. (86 стр. стр.)
- Уже у 7-дневного младенца уже широко представлены все предвестники как положительных, так и отрицательных эмоций. Это означает, что комплексы мимических сокращений лицевой мускулатуры передаются по наследству. Иначе говоря, новорождённый без какого-либо осознания ситуации, совершенно инстинктивно корчит рожицы, которые позволяют ему добиваться необходимой физиологической стабильности. (89 стр. стр.)
- Социальные инстинкты формируются на основе подражания и запечатления с интенсивностью, зависящей от убогости или сложности социальной среды развития ребенка. (89 стр. стр.)
- Феномен следования за взрослым в возрасте 14-45 месяцев из-за того, что в этом возрасте зрение настолько примитивно что ребенок должен видеть взрослого целиком во весь рост только тогда возникает устойчивое рефлекторное желание перемещаться за узнаваемым объектом. (104 стр. стр.)
- Не менее показательна дифференцировка фовеальной области сетчатки глаза человека после рождения. Эта зона повышенной резкости и разрешения глаза находится почти в центре сетчатки. В повседневной жизни мы стараемся вглядываться в важные детали именно этой областью глаза. Фовеальное углубление первым дифференцируется и образует систему связей с латеральным коленчатым телом таламуса и первичным зрительным полем затылочной коры. По этой причине дети поначалу рисуют на больших листах бумаги маленькие козюльки. Когда сетчатка глаза начинает созревать по всей площади, рисунки увеличиваются в размерах. (106 стр.)
- Барабанная перепонка начинает свое формирование в 7 месячном возрасте и оканчивает полностью свое формирование только к 30-32 годам. (113 стр.)
- Дети ориентируются на избегание отрицательных эмоций, а не на поиск положительных. Это означает, что коммуникативность напрямую не связанная с биологическим выживанием, может быть запечатляемым социальным инстинктом. (117 стр.)
- Сутью поведения маленьких детей есть не осмысленное эмоциональное давление на родителей и социальное окружение. (117 стр.)
- В возрасте 4-5 лет в мозге происходит активнейший нейрогенез отростков и синаптических контактов между нейронами. Возможности для долговременной памяти избыточны настолько, что дети запоминают все подряд без особых усилий. По этой причине изучение второго языка облегчено именно в этот период. (118 стр.)
Глава 5. Формирование коры
- Под произвольным мышлением следует понимать способность сознательно принуждать собственный мозг к рассудочной деятельности. Это означает, что мозг должен будет незаметным для окружающих образом размышлять о совершенно небиологических предметах. Более отвратительного и противоестественного занятия для человека придумать невозможно. Столь редкое развлечение очень отягощено тем, что лимбическая система, рассмотренная в предыдущей главе, с раннего детства начинает давать вполне ощутимые биологические результаты. По этим причинам необходимость элементарного здравомыслия детям нужно убедительно доказывать, применяя далеко не самые гуманистические подходы. В противном случае вырастает похожий на человека бабуин, который рано или поздно элиминируется сообществом обладателей неокортекса. (120 стр.)
- Поле Брока (45) у взрослого человека в 180-190 раз больше, чем у новорожденного. Оно отвечает за ораторское мастерство, которое можно совершенствать и после окончания формирования неокортекса (после совершеннолетия) т.к. поле 45 растет всю жизнь. (133 стр.)
- К вопросу о ранней одаренности. Структурное становление ассоциативных центров (поля 10, 46, 47) приходится на период от 10—12 до 18—20 лет, что совпадает с окончательной дифференцировкой моторной речевой зоны Брока. До этой поры обсуждение каких либо когнитивных или интеллектуальных способностей детей лишены биологического основания. (134 стр.)
- начало созревания ассоциативных центров в 10—12 лет приходится на завершение периода когнитивных «достижений», которые носят имитационно-адаптивный характер. Они базируются на обычном для всех приматов подражании, эмоциональной памяти и ситуационной адаптивности поведения. Детям так нравится радовать и удивлять взрослых, что они готовы подчинить весь свой мозг имитационному поведению. Они сами начинают верить во внушённые и самовнушённые способности, таланты и гениальность. В пустом мозге, без опыта и знаний, это создаёт невероятную уверенность в себе и гарантирует очередную жизненную катастрофу. Жалеть таких детей и родителей не имеет смысла, поскольку они только инструменты искусственного отбора. На их странноватом фоне лучше видны настоящие гении и таланты. (135 стр.)
- Базовый для дальнейшего развития пул социальных инстинктов и представлений, который становится базовым для дальнейшего развития сознания человека. формируется в ходе созревания неокортекса до возраста 12 лет. ( девочки 11.9, мальчики 13.9). (136 стр.)
- В результате экспериментов выяснилось, что в 4-х и 6-х классах логические рассуждения у подростков полностью отсутствуют. Это показывает реальную картину масштабов имитации взрослого поведения у сопливых поэтесс и философов. Мозг подростка сосредоточен на изощрённом показе требуемого результата, что вводит в заблуждение даже опытных взрослых. В той же работе была найдена и граница появления первых логических рассуждений. Толь ко в 8-м классе часть школьников проявляют минимальную логику, а начинают её осознанно использовать лишь к концу школьного обучения. Возможность логически мыслить появляется примерно в 8 классе и только к концу обучения начинают осознанно использовать логику в повседневности. (137 стр.)
- Из-за неразвитости еще пролей 5 и7 до 2-3 лет дети не способны адекватно оценивать свое собственное тело и его положение и пространственную ориентацию как целостную конструкцию, поэтому они зачастую застревают в самых нелепых местах. Следовательно, до 2—3-летнего возраста все когнитивные процессы априори видоспецифичны и слабо адаптированы. Любая попытка осмысленного научения безрезультатна, вызывает имитации или подражание взрослым. (143 стр.)
- структурная асимметрия и проба выбора рабочей руки осуществляется очень рано (6-13) месяцев однако окончательное предпочтение складывается после систематических индивидуальных экспериментов и установления межполушарных связей моторных центров неокортекса. (146 стр.)
- начиная с 18 месяцев мозг ребенка получает удовольствие от подчинения взрослым, и формирует соответствующий поведенческий социальный инстинкт. Следовательно, при созревании мозга можно добиваться целенаправленного увеличения формирующихся связей, если время и способ воздействия выбраны с учётом особенностей морфогенеза мозга ребёнка. (148 стр.)
- из-за пониженной скорости работы созревающего неокортекса общаться с детьми до двух лет нужно на пониженной скорости речи (не более 5 слов в минуту) (148 стр.)
- первичное слуховое поле 22 (поле Вернике) начинает формироваться только после рождения ребенка, и оформляется только к 2-3 годам. Поля 41-42 которые осуществляют обработку слуховых сигналов развиваются еще позже. Поэтому представления о внутриутробном восприятии музыки и низкоэнергетического электромагнитного излучения вызывают очевидные сомнения уже с точки зрения морфологии плода в чреве матери. Соответственно «улучшение» когнитивного потенциала будущих детей при помощи классической музыки и «светолечения» беременных женщин – шарлатанство. (149 стр.)
- Для новорождённых музыка — не только плохая еда, но и сомнительное удовольствие, сложное для восприятия. (150 стр.)
- у детей альтруизм, как проявление самооценки и абстрактного сочувствия, чаще всего порождает негативные эффективные состояния и только к 5-8 классу альтруизм уже начинает устойчиво оцениваться как положительный поступок, способный приносить удовлетворение и самоуважение. (153 стр.)
- только к среднему подростковому возрасту удается освоить осмысленное понимание прямой и обратной последовательности течения времени. (154 стр.)
- неокортикальное созревание мозга позволяющее осмысленно запоминать абиологические сведения происходит к 6-7 годам. Именно на этот период приходятся первые эмпирические попытки обучения детей почти во всех странах. (155 стр.)
- социальное насилие над ребенком в форме принудительного научения доказало свою эффективность на ряде экспериментов. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что дети, которых целенаправленно и системно принуждают заниматься мозговой деятельностью в рамках дошкольного обучения, показывают гораздо лучшие результаты, чем те, чей мозг развивается «естественным» образом. (155 стр.)
- только отрицательный биологический опыт мобилизует формирование долговременной памяти. по этой причине не удивительна приверженность педагогов прошлого бодрящим воздействиям на память хорошо вымоченных и гибких розг. (156 стр.)
- изменения психологических характеристик в первые 3 года жизни не прогностичны для культурно и социально значимых свойств личности спустя 5,10 и 20 лет. Зато большинство сходных изменений в возрасте 5—10 лет прогностичны как для подросткового, так и для взрослого периода. (157 стр.)
- динамика роста и перестроек нейроморфологического субстрата памяти ребенка полностью противоречит сути теорий Фрейда и Пиаже, чьи подходы («символические стадии развития» и «стадии интеллектуального развития») основаны на структурной неизменяемости и долговременном закреплении ранних детских воспоминаний. Современные знания о морфофункциональной перестройке памяти не позволяют принять на веру изящные фигуры мысли сторонников психоанализа. А если использовать их методы (психоанализа), то на таком неверном материале можно добиться самых ужасных результатов. (158 стр.)
6. Созревание памяти
- Про эмоции человека придумано множество самых разных теорий, похожих на убеждённое описание ёжиков, жонглирующих мыльными пузырями. Этим увлекательным делом занимаются любители психологии и философии, избавленные образованием от понимания функциональной морфологии мозга. Нейрофизиологи же под эмоциями подразумевают систему внутримозгового инстинктивно-гормонального подкрепления или отрицания событий, приводящих к повышению или понижению жизнеспособности. Эти события происходят по общим принципам как у новорождённого, так и у древнего старика. (160 стр.)
- Проблемы механизмов памяти обычно трактуют как некий круг широких и разнонаправленных процессов мозга, понять которые, видимо, не дано. В соответствии с модой временами предлагались нематериальные формы памяти, биохимические и молекулярно-генетические модели запоминания. До сих пор в научной литературе регулярно возникают туманные рассуждения о РНК-глиальных взаимодействиях и хранении памяти в виде информационных нейропептидов и особых колебаний клеток. Трудно не согласиться с тем, что пассивное и энергонезатратное хранение информации на любом носителе дало бы мозгу огромные преимущества. Однако эти фантазии перечёркиваются печальным опытом кратковременной остановки работы мозга. Примерно через 6 мин после наступления клинической смерти в мозге начинает необратимо разрушаться память, а через четверть часа о личных воспоминаниях говорить уже не приходится. Если бы память хранилась на каком-либо энергетически независимом носителе, то она могла бы восстановиться. Этого никогда не происходит, что означает динамичность памяти и постоянные энергетические затраты на её поддержание. (161 стр.)
- Реального счётчика времени у памяти нет, но его заменяет скорость забывания. Память о любом событии уменьшается обратно пропорционально времени. Через час забывается половина всего попавшего в память, через сутки — две трети, а через месяц — четыре пятых. Жизнь животного и человека в воспоминаниях делится не на условные отрезки (годы, месяцы, дни), а на события, которые являются маркёрами времени. (162 стр.)
- запоминание это сохранение остаточной активности нейронов участка мозга путем формирования новых синаптических связей между нейронами. (163 стр.)
- самоузнавание у детей начинается с 9 месяцев после рождения. После появления самоузнавания постепенно начинает дифференцироваться кора, которая обеспечивает распознавание мимических деталей. (163 стр.)
- Память - это вынужденная компенсаторная реакция нервной системы обусловленная исполнением энергоэкономящих мероприятий, вызывающая стремление нейронов экономить на повторном формировании уже однажды возникших рецепторных аналитических и эффекторных связей необходимых для реакции на раздражение. Если воздействие однотипно, а предыдущий путь обработки сигнала ещё поддерживается нейронами, то происходит узнавание воздействия. Узнавание воздействия или раздражения закрепляет в нервной системе способ его обработки, а не сам образ предмета или воздействия. Экономия энергии является основой для запоминания. (164 стр.)
- энергетический аспект - экономия энергии основа для запоминания сутью которого является "нет повторения - есть забывание" Энергетическая скупость мозга служит фундаментальной основой для появления кратковременной и долговременной памяти. (164 стр.)
- студент выучит за 3 дня толстую книгу, но утратит ее содержание не сумев найти энергетических ресурсов для перевода в долговременную память. (165 стр.)
- В основе долговременной памяти лежат простые и случайные процессы формирования и разрушения связей в нейронах (в синапсах) которые образуются и исчезают у каждого нейрона в количестве 3-4 шт каждые 2-5 дня. (166 стр.)
- Новые полисинаптические образования коллатерели содержащие сотни различных синапсов формируются с периодичностью 40—45 дней. (167 стр.)
- в коре мозга человека каждый день образовывается около 800 млн новых связей между клетками и примерно столько же разрушается. Долговременным запоминанием является включение в новообразованную сеть участков с совершенно неиспользованными, новообразованными контактами между клетками. Чем больше новообразованных синаптических контактов участвует в сети первичной (кратковременной) памяти, тем больше у этой сети шансов сохраниться надолго. (167 стр.)
- Методическое и долговременное обучение собственно и сводится к накоплению первичных и незадействованных синапсов в новообразованных циклических сетях запоминания. (167 стр.)
- Предсказать, где и сколько клеток образует новые связи, весьма затруднительно. Это вероятностный процесс. Мы не можем узнать, какой нейрон окажется достаточно энергетически обеспечен и морфогенетически активен для формирования новой коллатерали или синапса. В момент возникновения массы связей (на пике долговременного запоминания) можно заниматься отнюдь не жизненно важными проблемами. Долговременное запоминание произойдёт всё равно, нравится нам это или не нравится, нужная это информация или совершенно пустой фрагмент существования. Независимо от биологического содержания произошедшее явление будет долго и навязчиво воспроизводиться в памяти. (168 стр.)
- единственным способом борьбы с неуправляемостью долговременной памяти является увеличение времени на запоминание и интенсификацию этого процесса привлечением других нейронов – построение ассоциаций, привлечение органов чувств. (168 стр.)
- Забывание — биологически очень выгодный процесс. При исчезновении любого самого короткого информационного цикла происходит экономия на синтезе аденозинтрифосфорной кислоты, медиаторов, мембран, а также на аксонном транспорте. Всё, что приводит к уменьшению энергетических расходов мозга, воспринимается как биологический успех. Мозг не «догадывается» об информационной ценности памяти. Он стремится экономить на её хранении. Ему безразлично, на что затрачивается энергия, главное — её количество. Мозг человека старается не расходовать энергию на затратное поддержание любой информации. В связи с этим забывание происходит намного легче и приятнее, чем запоминание. (168 стр.)
- Исторически сложилось так, что мышление представляет собой философскую проблему. Её натужно надуманная суть оформлена в виде неразрешимого «гносеологического вопроса», а неразрешимость изобретена путём противопоставления теории происхождения и организации мышления. По «рационалистической» теории, законы мышления априорны. Они предшествуют опыту и являются базой для его осуществления. Мышление загадочным образом наследуется, его принципы неизменны. С «эмпирической» точки зрения законы мышления апостериорны - все они вытекают из опыта и являются благоприобретёнными свойствами мозга конкретного человека. (170 стр.)
- Под мышлением следует понимать такую активность, которая приводит к появлению в поведении нестандартных решений стандартных ситуаций. (170 стр.)
- Биологической целью мышления является достижение поведенческой исключительности конкретной особи. Этим благоприобретённым способом расширяется перечень вариантов поиска пищи, размножения и доминирования. Результаты поиска нестандартных решений могут равновероятностно приводить как к положительному, так и к отрицательному (понижающему достижение перечисленных целей) итогу, поэтому эффективность мышления заведомо ниже, чем реализа ция врождённых форм поведения. (171 стр.)
- Поведение, ставшее плодом мышления, передаётся от одной особи к другой или от родителей к детям с помощью научения, что создает основы для социального наследования информации. (171 стр.)
- Мышление —лишь потенциальная возможность мозга. В целом мышление — самое невыгодное занятие для мозга. (171 стр.)
- мышление - это процесс, навязанный мозгу постоянно протекающим морфогенезом случайного образования и разрушения нейронных связей. (175 стр.)
- с точки зрения философии мышление - резервная система возникшая как артефакт способности нейронов образовывать и разрушать связи между собой. (175 стр.)
- под подражанием обычно подразумевается неприличное поведение напоминающее неумелое и бессмысленное поведение попугайство или малое дитя. между тем подражание – единственный способ быстрой передачи внегеномной информации между социализированными животными. (176 стр.)
- переход от подражания к осмысленному применению знания возможен двумя путями. самый простой, когда скопированный навык или умение используется в новой ситуации. получается обычно не очень хорошо. более сложный путь предполагает не простое копирование, а его предварительное осмысление и соответствующую коррекцию. на это расходуется много энергии на умственную деятельность, но в результате происходит научение - осмысление сути алгоритма решения, что позволяет распространить его на решение многих сходных задач. (177 стр.)
- с 6-7 лет подражание уже дополняется осмысленным научением - к этому возрасту начинает созревать кортикальный морфологический субстрат мышления. (178 стр.)
- т.к. научение, как функция запоминания, наследует от последнего индивидуальность, обусловленную изменчивостью организации мозга, то невозможно добиться двух одинаковых результатов при обучении разных людей. Мало того, запомнив значимость, различие в силе связей и вероятность реализации компонентов изучаемой системы или объекта, мозг индивидализирует информацию в рамках личного опыта особи, чем нивелирует подражательно-запоминательную природу любых знаний. (168 стр.)
7 Когнитивные запечатления
- только примерно к 7 годам дети способны уверенно дифференцировать события и выстраивать причинно-следственные связи. (186 стр.)
- развитие детей в идеальных условиях без умеренных стресов и потрясений (залюбленные дети) однозначно приводит к задержкам их интеллектуального и физического развития. великовозрастные подростки до 30 лет обычно отличаются нежным идиотизмом как в поступках так и в общении, что делает их расходным материалом эволюции бипедальных гоминид. (187 стр.)
- действие половых гормонов нейтрализуется эпофизом. к пубертатному периоду он уже не способен справляться со все возрастающим объемом половых гормонов - подростки на время становятся репродуктивными животными. гормональные качели, когда доминируют то половые гормоны, то эпофиз, их нейтрализующий обуславливают гормональные качели, чем обусловлена неустойчивость поведения и проявление немотивированной агрессии у подростков. (188 стр.)
- у 5-летних детей напрочь отсутствуют какие либо существенные различия в размерах гортани и прилегающих структур. однако голос мальчиков уже существенно отличен от девочек. следовательно такое различие -результат умышленного копирования интонационных наборов своего пола. (189 стр.)
- Следует различать запечатления и социальные инстинкты. Первые формируются без контроля со стороны человека, как бы автоматически, а вторые — осознанно, целенаправленно и с тренировкой. (193 стр.)
- единственные доступные человечеству когнитивные методы становления личности, способные в системный способ повлиять на развитие мозга и мышления, включая дифференцировку кортикальных нейронов - это обучение детей чтению и письму. (193 стр.)
- Скрытое проговаривание слов без генерации звуков занимает в три раза меньше времени, чем при вокализации. Тем не менее, думая мы каждый раз сокращаем мускулатуру языка, челюстного аппарата, глотки и гортани. такая скрытая артикуляция осуществляется не полностью и примерно втрое быстрее обычного. все эти мышечные сокращения хорошо заметны при скоростной видеозаписи и с возрастом сказываются на рельефе лицевой мускулатуры. (195 стр.)
- в ходе обучения письму мозг ребенка как раз на этапе активного нейрогенеза оказывается под уникальнейшим когнитивным давлением, обусловленным освоением, усвоением и запоминанием в реальном масштабе времени комплекса сенсомоторных, речевых и слуховых алгоритмов речи. Формирование как ближних, так и дальних межкорковых связей идет настолько успешно, что после начала обучения письменности способность к запоминанию примерно удваивается. (197 стр.)
- осмысленность написанного текста является внегеномным способом наследования всех форм социальных инстинктов , выработанных человечеством. По этой причине освоение письменной речи стало первой и наиболее удачной попыткой разорвать ненадежный круг демонстрационно-речевых методов выноса гоминидных знаний за пределы генома. (197 стр.)
- Если человек занимается каллиграфией, то его способность контролировать собственный мозг многократно увеличивается. Это связано с тем, что, кроме умения писать и смыслового содержания текста, возникают художественные критерии оценки плодов детского труда. (199 стр.)
- По этой причине выпущены две популярные программы стилусно-пальцевого писания по активным экранам компьютеров (abc PocketPhonics и WritePad). (199 стр.)
- в привилегированных школах Америки и Европы чистописание (каллиграфия) занимает не менее часа в неделю, а в Японии и Китае культивируется как гимнастика и способ упорядочения мысли. (199 стр.)
- обладатели каллиграфического почерка в большинстве случаев показывают вдвое лучшие результаты, чем разгильдяи, пишущие как «курица лапой». Писание ручкой удваивает способность осваивать новый учебный материал и логическое изложение собственных мыслей. (200 стр.)
- Каллиграфия в сочетании с письменным упорядочиванием своих собственных мыслей является прекрасным способом выявления детской одарённости или склонности к определённым видам деятельности. (200 стр.)
- Обследование 7172 детей в Великобритании в 80-е годы XX века показало, что чтение, математические навыки, вербальные и невербальные способности намного выше в привилегированных слоях населения. Потом такими работами перестали увлекаться, чтобы не раздражать обывателей интеллектуальными последствиями социального неравенства. (202 стр.)
- Наиболее обширной частью допубертатных подростков являются так называемые обыкновенные дети, которые формируются при балансе созревания лимбической системы и неокортикальных комплексов двойственного сознания. Они неплохо учатся и не оставляют у окружающих никакого впечатления о своей индивидуальности. Дети и подростки этой группы составляют около 70% биологичных охранителей собственного мозга от любых признаков рассудочной деятельности. Их поведение базируется на природных механизмах морфогенеза, которым они полностью подчинены, как и любые обитатели планеты. Эти социализированные инстинктивно-гормональные конформисты формируют основу стабильности любой популяции. (203 стр.)
- 10% детей являются носителями своеобразных проблем созревания головного мозга обусловленных поздним созреванием неокортекса. Но только менее 1% от этого количества (0.1% от общего числа) смогут использовать преимущества позднего развития и сосредоточить свою мозговую активность на творческих неокортикальной активности мозга.Эволюционные и социальные преимущества позднего созревания неокортекса становятся стратегическим, но неиспользованным ресурсом человечества. Но об этом во 2 томе. (204 стр.)