Эта картина Ильи Репина - неправда. Не то, чтобы совсем неправда, но правда не вся.
Что мы видим? Изможденных оборванных несчастных сволочей (от "волочить", "сволакивать" - авт.). Такое впечатление, что они на последнем издыхании тянут баржу от Астрахани до Нижнего Новгорода весь путь.
На самом деле было не так. Баржу тянули лишь по участкам берега, лишённым обрывов, заводей, кустарников, камней. Остальное время было так: на барже - барабан с длинным тросом, на конце которого якорь. Часть бурлаков садилась в лодку, загрузив в неё якорь и гребла подальше против течения, затем бурлаки кидали якорь в воду. Бурлаки на барже вращали барабан и подтягивали баржу к якорю. При попутном ветре ставили парус. Также использовали лошадиную тягу.
Да и берег, кстати, не тот. Он крутой. Противоположный - пологий.
Да, это нелёгкий труд, но не такой убийственный, как показано на картине.
Теперь о деньгах. Такой труд щедро вознаграждался. Сезон позволял работникам лямки безбедно жить до следующего сезона и содержать многодетную семью.
И это — не считая питания, которое сверх зарплаты предоставлял работодатель. Он понимал, что голодные и обессиленные работники далеко баржу не утянут, и он был больше всех заинтересован в том, чтобы его бурлаки были сыты, а значит полны сил. Хлеб, мясо, рыба, чай, табак, даже икра — в России девятнадцатого века так питались далеко не все.
Видели резные наличники на старых деревянных домах? Зимами бурлаки их тачали в ожидании открытия судоходства.