История Михаила Громова в годы Великой Отечественной войны.
«- А бога нет?
- Нет, друг. Конечно, нет. Если б он был, разве он допустил бы то, что я видел своими глазами?».
Эрнест Хэмингуэй. "По ком звонит колокол"
А был ли Бог там, где происходили жестокие убийства, разгром и пожары? «Мы русские, с нами Бог»,- говорят люди. Но допустил бы он такое ? Или это жестокий урок, который должен был усвоить каждый из нас? Если даже это так, посмотрите на нас сейчас, разве мы усвоили урок ?
На самом деле, я никогда не думала об этом, пока как-то раз не сходила в музей оккупации Пскова. Там я услышала историю одного человека. Человека, который видел смерть, чувствовал холод,боль, голод и страх.
Михаил Громов родился в 1900 году в деревне Мишкино, Псковская область.
Он был узником в концлагере, боролся за мирное небо, за свою жизнь и жизни своих товарищей так же смело и отважно, как солдат на поле боя.
Двадцать второго декабря 1943 года Михаила Громова угнали в Латвию, в Салхинс. Он ехал 5 суток в товарном вагоне, где находилось 60 человек.
Представьте, я нашла технические характеристики товарного вагона в годы Великой Отечественной войны «Длина вагона полная (по осям сцепок) – 8,4 м,ширина – 2,78 м, высота от головки рельса – 3,63 м, сцепные устройства – автосцепка с буферами, вместимость – 28 - 32 человек.»
Вместимость не больше 32 человек…А их было 60! В разы больше. Узники ехали стоя, вагоны максимально забивали людьми. Их не выпускали в туалет, они справляли нужду прямо там. Вагон открывали всего лишь один раз в сутки, только ночью.
Еды не было очень долгое время, люди умирали от давки и голода, нехватки кислорода и трупного запаха. Когда кто-то умирал, тело не выносили ,оно так и оставалось лежать. Иногда им давали еду, одну буханку на семерых человек. Едва ли этого хватало,чтобы выжить.И это была лишь дорога.
В самом концлагере стоял запах смерти с привкусом пороха и крови. Люди не жили , а выживали. Каждый день без продыха с 7 утра до 19 вечера Михаил Громов в одной тонкой робе,которая не спасала от холода, с закованными в колодки ногами чистил снег, перевозил известь.
Работа изматывала людей до смерти, но не только она. Жестокость командиров концлагерей погубила больше жизней, чем мороз и голод. Издевательство и насилие над пленными. Постоянные избиения. Михаил Громов говорил: «Нас били даже за то,что мы просто держали руки в карманах, или когда пытались хоть немного отдохнуть».Издевательства были самые разные, например, если в колоне кто-то идет не в ногу, то колону останавливали, и заставляли людей ложиться и вставать. Если кто-то останавливался ,заставляли делать ласточку по несколько часов. И если кто-то не мог устоять, его могли убить на месте. Это все с учетом того, что есть давали всего 250 грамм хлеба, литр воды и литр кофе в сутки.
Жили они по 62 человека в бараках. И так было не один год…Как можно прожить в таких условиях ?Как люди сами «не шли на плаху» ?
Как выжил Михаил Громов ? У него была надежда. Кажется, что это слишком просто? Но это правда, именно надежда помогала людям не сдаваться, идти вперед, проживать каждый день, надеясь на то, что, может быть, уже завтра они увидят своих родных, уже завтра они победят и увидят мирное небо над головой.
Текст Карины Швец, группа 0452-15 РиСО.
Читайте также: https://dzen.ru/media/id/64141115e4435529344ec9b4/mir-na-voinu-a-oboi-na-beton-64141135ed2b0402fc206e96