Мексиканский режиссер Гильермо дель Торо - один из самых необычных фильммейкеров современности, получивших массовое признание. Его гротескные истории о монстрах "Форма воды", "Лабиринт Фавна", "Пиноккио", "Хребет дьявола" стоят особняком от голливудского кино, но и не являются артхаусом.
Вот какие 5 фильмов Гильермо дель Торо особо выделяет как оказавшие огромное влияние на его стиль:
Пиноккио (1940): "Впервые я увидел "Пиноккио" в кинотеатре вместе с мамой, а через несколько недель посмотрел "Франкенштейн" по телевизору. Они остались в моей голове навсегда. И они в какой-то степени автобиографичны для меня как ребенка - мир казался мне страшным местом. И я никогда не был идеальной моделью, какой хотел бы видеть меня мой отец. Отец хотел бы иметь сына, который как и все играет в футбол, шумит и активничает. А я был тихоней, читающей книжки. Мне нравилось наблюдать за миром, а не проявлять себя. Я был ипохондриком, поэтому Пиноккио и Франкенштейн были очень мне близки."
Франкенштейн (1931): "Мне нравится идея, что Пиноккио и Франкенштейн - главные фильмы о том, что такое быть человеком. Ты рождаешься и оказываешься в мире, который не понимаешь. Не знаешь, что для тебя плохо и для чего ты сам плох. Тебе приходится все это узнать, причем в одиночестве. "Франкенштейн" - очень мощная история."
Ясон и аргонавты (1963): "Этот фильм имел ключевое значение для меня как аниматора. Его обожают все, кто делает и любит стоп-моушен. Это как "Гражданин Кейн" для стоп-моушен фильмов. Здесь есть множество монстров и они великолепно двигаются. А эпизод со скелетами - это же круче, чем "Звездные войны". Я постоянно его пересматриваю."
Забытые (1950): "Это фильм Луиса Бунюэля, который он снял в свой мексиканский период творчества. Он доказал мне, что можно снять что-то значимое в моей стране, на моем языке. А осознав это, я стал задумваться о том, что значит и я могу быть режиссером. Когда меня спрашивают, что есть мексиканского в моих фильмах, я отвечаю "Я". Я на сто процентов мексиканец и моя одержимость репрезентацией смерти пришла из моей культуры."
Таксист (1976): "Этот фильм я посмотрел в кинотеатре вместе со своим дядей. Он был очень странный, любил хорроры и все сверхъестественное. Я тогда был еще ребенком, но он повел меня на этот фильм, сказав, что мне понравится. Я был в восторге от глубины этой ленты и как был показан психологический портрет изгоя и одиночки, который внешне казался нормальным."
Огни большого города (1931): "Этот фильм научил меня, что сторителлинг строится на противоречиях. Если ты хочешь рассмешить, ты должен расстроить зрителя, а если хочешь чтобы зритель плакал, ты должен показать им что-то смешное. Чаплин великолепно использовал мелодраматическую основу для создания комедий. Он умел работать с пафосом лучше всех в кино."