Найти тему
††Ищущи醆

И не осталось никого… Эрик Фрэнк Рассел

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения повести "…"And Then There Were None", переведенная у нас как "... и не осталось никого" или "загадка планеты гандов". Произведение получилось забавным. Мне нравится его концепт, нравится его посыл. Интересно, каких взглядов придерживался сам автор? Можно ли сказать, что он решил бы остаться на этой планете для того, чтобы жить на ней? Или все-таки решил бы покинуть её, так как она источник анархии и беззакония? Которые неизбежно приводят к тому, что на улицах городов начинаются беспорядки и хаос?

— Не могу даже попробовать.Он откусил еще цыпленка, помешал кофе и почувствовал себя в ладах со всем миром.— В меня больше не войдет. Угощайтесь, пожалуйста.— Нет. — Девушка нарочито сердито отодвинула лакомство обратно. — Если я приму, то буду тебе обязана.

История строится вокруг планеты, на которую прибыл имперский флот с одним из многочисленных представителей официальной власти, которая собирает вновь воедино планеты, чтобы установить общее правление, и решить какой процент налогов некогда потерянная и вновь возвращенная колония будет выплачивать. Вот только здесь все идет не по плану, и бюрократии вместе с представителями военной структуру приходится столкнуться с тем, к чему они не были готовы от слова вообще.

— А если он один не справится?— Тогда позовет на помощь других.— А они помогут?— Безусловно, — заверила она, глядя на инженера с жалостью, — кто же упустит такой случай заработать об?— Похоже, что так и будет, — согласился Гаррисон, досадуя на жалостливый тон девушки, и сделал последнюю попытку. — Но все-таки, что случится, если пожар не удастся погасить?

В их мировоззрении такое просто невозможно, и потому привычная модель поведения трещит по швам, и они растерянно топчутся на месте, не зная что им предпринять, и что делать для того, чтобы быть услышанными местным населением. И установить налоги и власть власти, от лица которой они явились в эти края. И, в частности, на эту планету.

Что такого неожиданного случилось?

— Ни один человек не может быть важнее другого. Такого просто не бывает, а ты, по–моему, просто спятил.— Думай, что хочешь, но мне необходимо…

Дело в том, что планета после "потери" с головным центром пошла по своему собственному пути. Тут очень сложно подобрать какое-то правильное определение. У местных жителей получилось нечто среднее между социализмом и коммунами хиппи. То есть, с одной стороны, у них нет никакой централизованной власти или денежного эквивалента за полученные услуги/сделанную работу. Но есть своеобразный обмен "репутацией" (назовем это так).

— С чего это ты взял, что мы какие-то антиганды?— Зассд, — ответил ему собеседник, неожиданно решивший прекратить дискуссию. Он перебросил каску в другую руку, что-то буркнул.— Что?— Что слышал. Катись на своем драндулете.

Ты помог соседу, он поможет тебе, ты получишь от него то, что нужно тебе, и наоборот. Эту самую "репутацию" можно как-то обменивать у других людей, если у конкретного человека нет то, что нужно тебе. Но у него есть очки, которые он может передать другому человеку. На первый взгляд звучит немного странно и непривычно, я знаю. Но главное в другом - это действительно работает, и никто не пытается никого обмануть. В этом просто нет никакой выгоды. Она невозможна при подобной системе.

Как обмануть и кинуть кого-то на деньги, если на планете нет понятия денег?

— Я в этом не сомневаюсь. Вполне могу себе представить… Ничего другого от вас и не ожидал. — Посол взял себя в руки. — Скажите мне под строжайшим секретом, абсолютно между нами, — он наклонился вперед и спросил шепотом, повторенным семикратным эхом. — Почему вы никого не пригласили?— Не нашел, сэр. Я старался изо всех сил, но они, кажется, не понимали, о чем я говорю. Или притворялись, что меня не понимают.

Как заставить кого-то работать на себя, если на него не действуют угрозы и манипуляции? А попробуй ты угрожать его семье и близким, как об этом станет известно ВСЕМ. И больше никто и никогда не захочет с тобой иметь дело. Это, пожалуй, даже хуже смерти, так как никто не захочет даже марать руки о мерзавца, и ему придется жить одному в естественной изоляции от общества, так как никто не протянет руку и не станет ему помогать.

— Боюсь, что так, сэр.— Им, совершенно очевидно, придется многому поучиться. — В неожиданном припадке отнюдь не дипломатической ярости жирные ободья шеи заколыхались, вздулись от напряжения, а кулак со стуком опустился на крышку стола. — И они научатся!

"... и не осталось никого" - действительно забавная история, в которой показано общество, которое сумело построить себя без официальной власти, бюрократической волокиты или множества чиновников. Каждый занимается тем, к чему лежит его сердце. Вместо договоров просто устное соглашение, так как никто не будет никого обманывать - в этом нет никакого смысла или выгоды. К тому же, правда всегда может всплыть наружу, и тогда обманщик окажется вне социума.

— Устав космослужбы не предусматривает классификации планет в аспекте дружественных или недружественных, — сообщил Грейдер. — Все планеты классифицируются только на “враждебные” или “невраждебные”. — Он опять похлопал по переплету. — В этой книге все указано.— Мы получим суперприз на конкурсе глупцов, если позволим руководить собой какой-то книжонке или команде. Вышвырните свой талмуд за борт. Или суньте в мусоросборник. Изничтожьте его любым угодным вам путем и забудьте о нем.

Прилетевшему сюда кораблю с "официальным" представителем централизованной власти крайне важно установить "контакт", но с кем? Здесь нет никакого штаба, нет мэра или правительства планеты. С кого им требовать дань и десятину на регулярной основе? Кому донести "счастливую" новость о воссоединении с империей людей, которая пришла сюда за "своим"? И как объяснить местному населению, что это нужно ИМ - добровольно признать власть непонятных чужаков и начать отдавать им просто так ресурсы, которые они добывали своими силами.

Прежде, чем чиновник смог придумать ответ, достаточно благоприятный для себя, но и не противоречащий словам посла, раздался аккуратный стук в дверь. Вошедший старший помощник Морган молодцевато откозырнул и протянул капитану Грейдеру лист бумаги:— Список первой группы увольняемых, сэр. Прошу утвердить.

Не получив при этом ничего взамен, так как их общество строится на совершенно иных принципах, непонятных тем, кто явился из "цивилизованной" части галактики, в которой правят привычная и понятная нам бюрократия, капитализм и прочие гуманные проявления "здорового и процветающего общества". "Невежи и дикари" нуждаются в просвещении, но как это сделать? Если на угрозы им плевать, а представителя, который бы говорил от лица всей планеты у них нет?

Задача, да и только.

— Как может идти торговля плохо, если ты не берешь денег даже тогда, когда она идет хорошо? — поинтересовался Глид из полученной ранее информации от Гаррисона.Джефф медленно обшарил сержанта взглядом, потом повернулся к Гаррисону:— Еще один обормот с твоего корабля? О чем это он?

Повесть получилась интригующей, с немного предсказуемым финалом (который логически выходит из самого концепта), что не помешало мне насладиться историей в полной мере. Так что я готов рекомендовать произведение всем, кто любит старую добротную фантастику. Несмотря на свой год выхода, история не потеряла актуальности, и даже сейчас читается на одном дыхании.

— Да–да, конечно, — проходя мимо Глида и Гаррисона, он окинул их взглядом и сказал: — Эти антиганды такие зануды!— Это уж точно, — очень энергично поддержал его Глид. — Им все говорят: “Убирайтесь, мы вас знать не желаем”. А они, — он хитро взглянул на говоривших, — отвечают: “Нет, и точка”.

А теперь предлагаю обсудить непосредственно сам сюжет, и посмотреть поближе на то, что предлагает нам автор. И никаких спойлеров, друзья - все в рамках официальной аннотации.

Издательство: Гермес
Серия: Библиотека фантастики ("Гермес")
Год выпуска: 1993
Эрик Фрэнк Рассел
Количество страниц: 496
Формат издания: 84x108/32
-2
-3
Аннотация:
-4
Космический корабль находит планету, на которой общество — функционирующая анархия. Нет никакого правительства и лидерства — визитёрам приходится лицезреть политико-экономическую систему, полностью основанную на сотрудничестве и доверии, а не на принуждении (хвала мудрому индусу Ганди). И, главное, эта система начинает быстро нравиться твоим подчинённым, объединённым отсутствием интереса к собственному начальству.

-5

Сюжет повести крайне прост и незатейлив. На самом деле здесь важное не сюжет, а взаимодействие персонажей между собой. Просто представьте себе странную планету, в которой люди много лет назад осознанно отказались от централизованный власти и закона, сковывающего общество ненужными правилами. Здесь нет судей или чиновников, нет армии или полицейских. Все держится на честном слове и выполнении заключенных между людьми сделками. Причем, если кто-то кого-то попытается обмануть, то его имя станет известно не только в этом поселении, но на всей планете.

— Я думаю, ты тянешь резину специально, чтобы меня задержать. Не выйдет. Посол ждет…— И мы тоже, — подчеркнуто ответил водитель.— Посол желает говорить с вами, — продолжал Бидворси, — и он будет говорить с вами!— Я был бы последним человеком, если не дал бы ему говорить. У нас здесь свобода слова. Пусть выйдет и скажет, что хочет, чтобы мы могли, наконец, ехать по своим делам.

И нигде уже никто не будет иметь с ним дел, так как обманщику позор и клеймо на всю жизнь. А попытайся он кому угрожать, у него все-равно ничего не получится - если человек не хочет заключить сделку, то он не будет её заключать. А в случае убийства он тем более ничего не сможет получить с человека, который мертв по его вине. А так как это нелогично, то, разумеется, что он не будет убивать того, с кем пытается договориться. Вот и выходит, что единственный выход у такого человека соблюдать условия сделки и не нарушать свое слово.

— Сунь его обратно в кабину, — приказал, свирепея, Бидворси. — Возьмем пассажиров. Что один болван, что другой, какая разница! — Он подошел к дверям и рывком распахнул их. — Вылезать, и живо!Никто даже не пошевельнулся. Все молча изучали его, и выражения их лиц отнюдь не были ободряющими.

Но что будет, если он решится на воровство или присвоение чужого имущества? Тоже ничего хорошего. Любой человек рано или поздно столкнется с необходимостью оказания ему помощи. Но что он будет делать, если пожарные не приедут спасать его дом, а врачи не будут проводить операцию или откажутся разбираться в его болезни? Правильно, изгой умрет и лишится всего. Перспектива не самая радужная, и каждый житель это прекрасно понимает.

— Есть, сэр. — Бидворси отдал честь, круто повернулся, щелкнул каблуками и открыл свою пещероподобную пасть:— Отделение, напра–во!

А потому не пойдет на нарушение негласных правил, которые помогают местной цивилизации вполне успешно развиваться и существовать уже много поколений. Пока в один обыденный день на горизонте не появится корабль с вооруженными силами и дипломатом, представляющим собой официальную власть империи людей. Которую они решили принести в эти края. Но столкнулись с неожиданной проблемой - НИКОМУ до них нет дела.

— Тогда, — веско сказал посол, — нам придется вернуться к моей первоначальной теории. Похоже, что из-за каких-то особых условий этой планеты и специфических форм воспитания все ее население помешалось.

Местные жители не понимают почему-то кто-то добровольно позволяет собой помыкать, и может заставить человека делать то, чем он не хочет заниматься. Например, выполнять странные приказы того, кто старшего его по званию. Почему он старший? Что означает старший? И почему взрослые и полноценные личности, способности САМИ отвечать за свои решения и поступки позволяют кому-то это делать за них? Эти вопросы ставят коренных жителей в некий тупик, и они искренне не понимают вояк, и их готовность выполнять приказы того, кто, по их слову, раздражает их самих.

— Не очень-то я верю снимкам, особенно сделанным с большого расстояния. Невооруженным глазом увидишь больше. У нас на борту четыре шлюпки, на которых можно прочесать всю планету от полюса до полюса. Почему бы не воспользоваться ими?

А прилетевших на планету людей, в свою очередь, удивляет такой крайний анархизм, и они не способны понять как общество может функционировать без привычных административных структур - суды, полиция, нотариусы и другие необходимые сферы, представители которых регулируют вопросы обратившихся к ним клиентов. Но при первичной попытке взаимодействовать с местными жителями они вынуждены убедиться в том, что колония действительно полностью функциональна, и что у местных жителей нет никаких проблем, которые они не могли бы решить сами.

Без внешнего влияния.

— Хочешь чего-нибудь? — извлек Джефф вопрос откуда-то из глубины своей утробы.— Да не совсем. — Десятый инженер Гаррисон окинул взглядом обильные запасы еды, и ему пришло в голову, что если ее всю к вечеру не раскупят, то вряд ли выкинут кошкам. — Я ищу определенного человека.

В повести "... и не осталось никого" нам покажут столкновение двух разных идеологий, которые не совместимы между собой на физическом уровне. Не может осознанный и свободолюбивый анархист, ненавидящий форму военных как символ притеснения прав человека принять на своей Родине представителя "законной власти". В тоже время империя людей, которая поставила своей задачей вновь напомнить о себе всем колониям, на которые они не прилетали даже много лет, существование такого очага "неповиновения" и "открытого мятежа" против основ демократии.

Но что делать с местными жителями?

— Что-то здесь не то. Во–первых, тебе придется не один год искать человека с шишкой, особенно если тебе обязательно нужна именно большая шишка. И какой смысл тратиться на него только из-за этого?— Тратить что?— По–моему, это само собой разумеется. Об нужно устраивать так, чтобы им гасить старый об. Разве нет?

У них нет власти. Брать заложников бесполезно, так как они не понимают как и почему взятый в плен человек должен заставить их делать то, что они не хотят. Они настолько отдалились от привычной для нас психологии и менталитета подчинения, что порой кажется, что они неспособны на такие вещи уже на физическом уровне. И потому противостояние между дипломатом совета человечества и местным населением происходит не на вооруженном уровне, а на ментальном.

Чья идеология окажется более продвинутой и состоятельной, тот и выиграл.

— Объясните, пожалуйста, что такое об?— Он не знает, — прокомментировал Джефф Бэйнс, вперив в потолок молитвенный взгляд. — Он даже этого не знает! — И отрешенно вздохнул. — Ты, случаем, не голоден?— Скоро буду.

И я совру, если скажу, что мне не было интересно узнать чем закончится полет для тез бедолаг, которые вступили на планету, которая сломала им все привычные ориентиры и политические взгляды. И заставила совершенно иначе посмотреть на привычные правила жизни. В том числе не стоит забывать и клятвах верности, которые они приносили, когда становились солдатами. Так что, несмотря на легкий и юморной стиль повествования, вопросы здесь поднимаются на самом деле достаточно серьезные.

Есть над чем задуматься, и увидеть немного другую систему ценностей, которая отличается от нашей.

— В чем дело? — спросил официант, не понявший, почему клиент уставился на тарелку пораженным взглядом. — Не нравится?— Что вы! Очень нравится, — проговорил Гаррисон, подавая официанту записку.Взглянув на нее, официант крикнул кому-то, невидимому в струях пара в широкий проем, очевидно, там размещалась кухня.

Произведение получилось интересным и насыщенным. Несмотря на свой небольшой объем, история действительно цепляет и радует. Так что желаю вам приятного погружения, друзья. И надеюсь, что вам будет также интересно, как и мне.

-6

Спасибо всем, кто заглянул на огонек. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя.