Найти тему

FAMILIARITY между учителем и учеником: где грань?

Недавно мне здесь порекомендовали посмотреть советский фильм "Ключ без права передачи".

Афиша
Афиша

Искренне благодарю! Очень впечатлило. Сама бывала в подобных ситуациях, хоть и не в такой крайности, конечно.

Суть.

Учительница молодая, с принципами, удивительное взаимопонимание с учениками, ценящими ее "настоящесть". Разговор с классом случился спонтанно, не в школе, а на даче.

Тут у меня возник первый вопрос:

Допустимо ли нарушать субординацию и "дружить" с учениками вне работы?

На мой взгляд, не до такой степени. С детьми бывают откровенные разговоры, доверительные диалоги, с выпускниками некоторыми переписываюсь, а со своим первым выпуском почти на равных - они давно взрослые люди. Но не могу себе представить, чтобы ко мне ходили в гости, даже оставались ночевать - это слишком. Здесь должна быть другая плоскость отношений.

Как думаете?

Далее в фильме разговор случайно оказывается записан на пленку, мать ученицы приносит магнитофон к директору, требует решений в отношении педагога. Директор считает недопустимым слушать то, что не предназначалось для других ушей, нарушение приватности и просто как-то непорядочно. Мать парирует, что сама учительница поступила непорядочно и непрофессионально, участвуя в таком разговоре. Там дети нелестно отзываются о ее коллеге. Она не говорит плохо, но на вопрос "Хотели бы вы такого учителя?", отвечает со свойственной ей прямотой "Нет".

И родительница высказывает свое мнение о дурном влиянии учительницы на старшеклассников.

Директор в итоге приходит к ней домой и, по моему мнению, очень правильные находит слова, затем стирает записанное при ней.

Порой случается, что дети делятся с близким им педагогом своими проблемами с другим учителем. Они жалуются на резкость, чрезмерную строгость, необъективность оценивания и т.д. Я крайне неудобно себя в такие моменты чувствую и стараюсь объяснить, что они ставят меня в неловкое положение. Ведь это коллега. Советую поговорить с родителями, если доверительные отношения, конечно. Или даже напрямую с тем учителем, без хамства и обид, а спокойно и взвешенно. Понятно, что последнее детям без помощи взрослого трудно сделать. Направляю в нужное русло, подсказываю, как сформулировать и "без крови" решить вопрос. И каждый раз мне неприятно, хоть я и пытаюсь помочь.

Вопрос второй:

Надо ли пресекать такие разговоры? А вдруг ребенку больше не с кем это обсудить, подсказать... Может я сейчас не поговорю, а ситуация в худшую сторону разовьется?

Жаль, что нет возможности обратиться за помощью к хорошему психологу, в школах их либо нет вообще, либо есть те, кому самому психолог нужен.

P.S. Фильм высочайшего качества, всем советую. Актерский состав: Елена Проклова, Алексей Петренко, Лидия Федосеева-Шукшина, Зиновий Гердт, Екатерина Васильева и др. Ахмадулина и Окуджава читают - не оторваться!