Найти тему
Дмитрий Поминов

Государство снимает с себя отвественность за образование детей. А кто её принимает?

Итак, научно-технический прогресс неумолим. Вот уже несколько десятилетий мы видим, как традиционные государства понемногу слабеют, а корпорации поднимают голову. Почему? Очень просто. Есть в кибернетике такой принцип: управляющая система должна быть сложнее (умнее), чем управляемая система.

А научно-технический прогресс, развитие людей и технологий идёт быстрее, чем развитие науки и практики государственного управления. И вот, управляемая система становится сложнее и умнее, чем управляющий государственный аппарат. Да, государство пытается "жестить", "закручивать гайки" - но это всё ерунда, каток прогресса неумолим.

И этот кризис государственного управления по нисходящей транслируется на отдельные сферы жизни - на образование, здравоохранение, и так далее.

Пока государственный аппарат был "умнее", чем управляемый народ, этот гос. аппарат мог планировать и ставить задачи перед системой образования - кого, чему и зачем учить. Сейчас, когда гос. аппарат не в состоянии осознать происходящие процессы и вырабатывать стратегию, эта ситуация транслируется на систему образования = по старинке, кого-то и чему-то учат, но "зачем и для чего" - управляющей системе уже непонятно. Соотвественно, на выходе - тоже молодые люди непонятно с какими знаниями и непонятно к чему подготовленные.

Эта проблема не отдельно взятой России - у американцев и европейцев примерно то же самое, так как кризис носит не национальный, а системный характер.

Итак, давайте посмортим, а в каких системах сохраняется принцип "управляющая система сложнее (умнее), чем управляемая"? В двух системах:

1. Семья. Взрослые до поры до времени (с учетом освоения детьми новых технологий, в среднем до 12-14 лет) сложнее и умнее детей, а с учетом жизненного опыта - то и до 20-25 лет родители умнее детей и в состоянии ставить цели и задачи образования, здравоохранения детей и обеспечивать их достижение.

2. Корпорации. В силу "естественного отбора" во главе корпораций стоят наиболее умные и способные к достижению целей корпораций люди - в ином случае, если к власти в корпорации приходят дураки, такая корпорация быстро перестает существовать.

Итак, какой вывод мы можем сделать? Что государство помаленьку снимает с себя ответственность за образование (не только за образование, но так как я пишу статьи про систему образования, то и делаю акцент на этой сфере социальной жизни). И принять эту ответственность способны 2 вида субъектов: семьи и корпорации.

Соответственно, существующая система "всеобщего среднего образования" реально из года в год все слабее обеспечивает образование и развитие детей, и мы стоим на пороге появления новых структур - образовательных центров для детей сотрудников корпораций и заинтересованных семей.

Существующие "частные школы" являются предвестниками подобных структур, но сейчас они не в состоянии качественно выполнять "заказ" семьи на образовательное воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей и запросов каждой отдельной семьи. Здесь, думаю, будет трансформация образовательных технологий от "советских" по своей сути, общих для всех (а копая глубже, от концепций Яна Коменского) - к технологиям с максимальной индивидуализацией, учетом личности каждого ребенка.

Что же касается образовательных центров для детей сотрудников корпораций - тут вообще система образования детей, думаю, может быть вписана в контур работы департаментов по работе с персоналом, так как для решения личной задачи развития своего ребенка родитель может быть вовлечен в процесс собственно постоянного развития - а корпорация может развивать родителя в сторону повышения его эффективности в рамках работы корпорации. Таким образом, такой образовательный центр из точки затрат и обеспечения функции дополнительных "плюшек" и удержания работников становится центром развития сотрудников и генерации прибыли корпорации.

Так что мы стоим на пороге великих перемен в сфере образования. К сожалению, те семьи, которые не будут вписаны в работу таких центров, и будут продолжать обучаться в системах государственного "общего образования", будут получать все более и более низкий уровень "образовательных услуг" от государства. Но зная, что происходит, человек в состоянии принимать решения для исправления ситуации. Как говориться, "предупрежден - значит, вооружен". Вооружайтесь пониманием происходящих процессов, развивайте своих детей, развивайтесь сами! Так победим!)