Буквально на днях я слушала отрывок из интервью с каким-то польским офицером, в котором этот офицер говорил: мол, когда Запад борется с русскими, он не учитывает тот факт, что русские готовы страдать и жертвовать собой ради высшей цели. В этом причина частых неудач, которые Запад терпит раз за разом. Этот офицер, правда, не стал развивать тему самопожертвования русского человека дальше. Мне кажется, он и сам не понимал, КАК её можно развить. Да и странно, что он вообще об этом заговорил. Может, генетическая память от подвига Ивана Сусанина как-то неожиданно взыграла в польском военном?
Мне кажется, что готовность к самопожертвованию ради высшей цели – это и есть тот самый краеугольный камень, который отличает в целом лучших представителей нашей страны от лучших представителей стран условного коллективного Запада. Список достоинств и приоритетов у нас с ними разный...
Сегодня, 17 марта, - памятная дата. Ровно семь лет назад, 17.03.2016, пожертвовал собой ради борьбы с международным терроризмом во время спецоперации в Сирии один прекрасный русский человек – старший лейтенант Александр Прохоренко. Будучи передовым авиационным наводчиком и неделю находясь в тылу врага, Александр сознательно, полностью отдавая себе отчёт в том, что шансов выжить у него нет НИКАКИХ, вызвал огонь на себя. Погиб 26-летний парень… Это позволило уничтожить противника в тылу. Благодаря чему в том числе вскоре от террористов была освобождена сирийская Пальмира (памятник мировой истории, на минуточку, который без ВС РФ был бы просто стёр с лица земли).
6 мая 2016 года, уже после похорон Александра Прохоренко в родном Оренбурге, в освобождённой Пальмире прошёл концерт Мариинского театра. Дирижировал тогда Валерий Гергиев (что ему припомнили после начала СВО в 2022 году и за что, собственно говоря, его выгнали с поста главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра). Концерт в Пальмире был посвящён памяти Александра Прохоренко…
От некоторых людей я сегодня слышу: мол, в армию идут одни двоечники и неудачники. Это, конечно, забавно слушать, потому что на самом-то деле в армию идут абсолютно разные люди. Из тех людей, которые рождаются в тот или иной год. Из тех, которые, достигая 7-летнего возраста, идут в школу. В общем, служить Родине идут абсолютно разные люди. С разным уровнем образования, на разные должности. Общего у них только одно – понятие Родины.
Если же возвращаться к Александру Прохоренко, то он, к примеру, окончил школу с серебряной медалью. Что, двоечник? Нет… Далее он поступил в военное училище, а потом закончил военную академию, с отличием. А знаете, что такое – даже в наше несовершенное время – суметь окончить высшее военное учебное заведение (тем более - с отличием)? Я почему-то уверена, что вот те самые разгоняльщики тезисов про «в армию идут одни двоечники» и близко не знают, что это такое – окончить высшее военное учебное заведение. Потому что многие из таких вот комментаторов оканчивали коммерческие вузы «под горочкой», коих на волне «духа свободы 90-х» появилось до неприличия много. Столько, сколько нашей стране и не нужно, честно говоря.
К слову, о подвиге Александра Прохоренко узнали и за рубежом, в том числе в странах Запада (не знаю, правда, каким образом). В частности, семья французов Жан-Клода и Мишелин Маге приезжала к родителям Александра в Россию, с тем чтобы просто в знак уважения перед подвигом их сына передать фамильные награды своих предков, принимавших участие во Второй Мировой войне. Представляете? В частности, родителям были переданы боевые награды (в том числе Военный крест с пальмовой ветвью) дяди Мишелин Маге – участника французского движения Сопротивления и погибшего в концлагере под Бухенвальдом. Ну то есть вы можете себе представить масштаб подвига Александра Прохоренко? Вернее, масштаб души человека, совершившего подобный поступок? Та же француженка Мишелин Маге рассказывала потом, что не могла себе вообразить, что человек в принципе способен сознательно идти на гибель (а Александр делал это именно сознательно), для того чтобы спасти других. Так вот…
В копилке нашей генетической памяти таких историй, как подвиг Александра Прохоренко, - не одна. Их много. И, на мой взгляд, эти подвиги формируют и нас как представителей своей страны, своего Отечества, не меньше, чем всё остальное, включая семью, среду, достаток, школу и прочее-прочее-прочее. Формируют эти подвиги, наверное, не только нас, но и наших противников. И в этом - непреходящая ценность подобных поступков. Ценность, которая неотделима от горечи и трагедии того, ЧТО за этим поступком стоИт.
И вот представьте себе, что сейчас, скажем, родители Александра Прохоренко смотрят на тех же самокатчиков из Верхнего Ларса. А они ведь смотрят, они видят, они рассуждают и делают выводы. Делает выводы (при желании) и каждый из нас. И суждения обо всём происходящем каждый из нас также неминуемо делает. А судить о стране нужно и можно как? По худшим – или всё-таки ПО ЛУЧШИМ? И как же быть с фразой из Евангелия от Иоанна про то, что «истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода?»…
Подвиг Александра Прохоренко – бессмертен. Даже для тех, кто, может быть, и не слышал об этом. Потому что именно из таких поступков таких людей составляется история страны, которая потом хранит эту страну вопреки каким бы то ни было предателям и низким людям. Может быть, именно подвиги наших предков удержали нас всех от той пропасти, куда мы катились в последние десятилетия. Может быть, их энергия, их память – та самая генетическая память земли – поднялась в конце-то концов в людях (не во всех – но в самых сильных), не дав им отречься от своей земли, от своей истории, от самих себя ради чего бы то ни было.
И – да. Может быть, именно та самая генетическая память о способности к подвигу, пример которого нам всем показал Александр Прохоренко, заставляет наших противников – несмотря ни на какие их заявления – нас опасаться. Американцы, может, и не наработали себе памяти об этом нашем свойстве, не совсем опасаются. Хочется, чтобы наработали, конечно. А вот европейцы – где-то в глубине души они всё равно чувствуют. И, что бы там ни было, задним хребтом – знают. Ощущают. Польский офицер ведь именно об этом и говорил...
Александру Прохоренко – вечная память. Его родителям – земной поклон. Вот уж кто должен рассказывать о том, КАК нужно воспитывать ребёнка, а не все эти бесчисленные тетеньки и дяденьки с непонятными тренингами и вебинарами сомнительного КПД.
Именно такими поступками, мне кажется, жива наша земля. Потому что против подвига во имя своей Родины, своего народа - никто ничто не может противопоставить. В этом есть абсолютная воля, заложенная в любом человеке, но проявляющаяся в момент наивысшего напряжения только в лучших.