Агрессия = Насилие = Абьюзивные отношения
Агрессия бывает нескольких видов и может быть вызвана разными причинами. Ее могут проявлять как дети, так и взрослые. Но сегодня мы поговорим об абъюзивных отношениях в семье.
Абьюзивные отношения – это тот тип отношений, когда происходит постоянное нарушение личных границ другого, а также в отношении человека применяются такие методы, как устрашение, унижение, жестокость, грубость, физическое и психологическое насилие. В семьях абъюз скрывается за благими намерениями. «Я делаю это ради тебя» - ложь, которой родители пытаются оправдать свои агрессивные действия в отношении ребенка.
Насилие в семье сильно отражается на психологическом здоровье ребенка. Тирания со стороны родителей делает его уязвимым и ранимым перед другими людьми. Происходит снижение самооценки, появляются страхи и нерешительность. Под действием угнетающего поведения родителей, ребенок и сам начинает проявлять агрессию по отношению к другим.
Иногда взрослые прекрасно понимают, что ведут себя агрессивно и несдержанно по отношению к ребенку, однако считают такое поведение нормальным. Они думают, что если их так воспитывали, то и к своим детям они могут относиться также.
Но одно дело – шлепнуть пару раз ремнем или дать подзатыльник, и совсем другое – избивать беззащитного ребенка или постоянно кричать на него. Какой бы не была причина – сложная работа, плохое поведение детей или трудности в финансах семьи – это не дает родителям право применять физические наказания по отношению к ребенку.
Признаки абъюза
Дети никогда не признаются, что их дома бьют. Одних напугали рассказами о детском доме, других же смущает говорить о возникшей ситуации. Поэтому заметить то, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию порой бывает очень сложно. Однако есть несколько «звоночков», которые могут свидетельствовать об абъюзивных отношениях в семье.
Депрессивное состояние
Депрессию заметить легче, чем кажется, достаточно понаблюдать за поведением ребенка. В отличие от взрослых дети еще не умеют скрывать свои чувства.
Постоянное плохое настроение (плаксивость, угрюмость, озлобленность), замкнутость и безразличие к происходящему вокруг, острая реакция на любое замечание или ссору с одноклассниками – одни из признаков наличия депрессивного состояния у ученика. Такое поведение не возникает из ничего, у него всегда есть причина и чаще всего – домашнее насилие.
Высокая тревожность
Если при каждом громком звуке, неосторожном резком движении или при прикосновении ребенок дергается или вздрагивает, то следует присмотреться к нему. Дети, которые подвергаются насилию, постоянно ждут подвоха от взрослых. Они привыкают к тому, что за любым криком или взмахом руки следует боль, поэтому неосознанно начинаются заранее готовиться к удару. Если вы заметили подобную реакцию у ребенка, то самое время бить тревогу!
Паническая боязнь плохих отметок или негативных записей в дневнике
Запомните, дети – это не профессиональные актеры в театре или кино. Они не умеют также хорошо подделывать эмоции. Поэтому, если ребенок впадает в истерику или паническое состояние, то следует выяснить причину такого поведения.
Скорее всего за любую плохую отметку или замечание ученик подвергает физическому наказанию или же становится объектом крика и плохого настроения одного из родителей или обоих. Именно этот страх перед унижениями, ударами и побоями заставляет детей бояться любых отрицательных отметок и записей в дневнике.
Также такими «звоночками» могут быть: ухудшение аппетита, подавленное состояние, излишняя скромность и боязнь высказывать свое мнение, неумение самостоятельно принимать решения и многое другое.
Любой из этих признаков может свидетельствовать об абъюзивных отношениях в семье.
Как следует поступить учителю?
Если вы подозреваете, что ребенок столкнулся с насилием в семье, то вам необходимо предпринять несколько шагов.
Первый шаг
Поговорите с социальным педагогом и руководством школы. Даже если это просто подозрения, их нельзя оставить без внимания. Пусть для школьников будут проведены внеплановые медосмотры (в том числе с прохождением школьного психолога), чтобы подтвердить или опровергнуть ваши опасения.
Если на теле ребенка обнаружатся следы синяков и побоев или психолог дал понять, что ребенок находится в агрессивно-депрессивном состоянии, и у него явные проблемы с взаимоотношениями в семье, то следует приступить к следующему шагу.
Второй шаг
Ни один ребенок не захочет говорить с вами о проблемах в семье, поэтому для такого разговора следует «подготовить почву». Для начала устройте внеклассный урок, на котором расскажите детям о насилии в семье, как оно может проявляться и где можно получить помощь в случае необходимости. Пусть дети знают, что такое поведение взрослых недопустимо, и они имеют право попросить других людей вмешаться. Особенно если чувствуют, что родители угрожают их жизни и здоровью как физическому, так и психологическому.
Дети должны понимать – нет ничего постыдного в признании того, что он стал жертвой домашнего насилия. Стыдно должно быть инициатору подобной проблемы. Дайте понять, что если ребенок столкнулся с подобным, то он может рассказать вам, социальному педагогу, директору или любому другому взрослому, которому доверяет.
После этого переходите к следующему шагу.
Третий шаг
Попробуйте вызвать ребенка на диалог. Но сделайте это так, чтобы не вызвать подозрения у других учеников. Очень часто ученики стесняются говорить о своих проблемах при одноклассниках. Не спрашивайте прямо об избиениях и насилии в семье, попытайтесь ненавязчиво узнать о том, какая обстановка в семье ребенка.
Если ученик прямо говорит, что его дома избивают или он не чувствует себя там в безопасности, то сразу же обращайтесь к социальному психологу. Вам понадобиться его помощь, чтобы решить эту ситуацию.
Но даже при малейших намеках на домашнее насилие следует бить тревогу. Проанализируйте то, что смогли узнать от ученика, а затем уже приступайте к следующему шагу.
Четвертый шаг
Теперь, после того как вы разобрались в обстановке, в которой растет ребенок, можно вызывать родителей в школу. Но делайте это через социального педагога или администрацию школы, а не через ребенка. Формулировка должна быть нейтральной, чтобы взрослые не навредили ребенку за его «очередную оплошность».
После встречи с родителями ни в коем случае не ведите себя с ними как учитель и ученик. Никто не любит, когда ему указывают, поэтому, как и с детьми, со взрослыми нужно также внимательно подбирать слова при разговоре. Ни в коем случае нельзя произносить: «Так себя вести нельзя», «это не метод воспитания, а насилие», «вы ведете себя не как взрослый человек» и т.п. Иначе вы услышите очень много негативных вещей о себе. Поверьте, вам это не нужно.
У вас обязательно должен быть диалог, а не монолог! Постарайтесь вовлечь родителей в обсуждение таких вопросов как: «Может ли несчастный ребенок добиться успеха?», «Как воспитывали раньше и подходят ли такие методы в современных реалиях?», «Как можно помочь ребенку не потерять мотивацию, но и не расслабляться?».
После этого вы можете рассказать о социальной защите и предложить обратиться в службу, чтобы получить поддержку от государства.
Объясните, что социальная защита уже давно не связана с тем, когда ребенка забирают в детдом, а взрослых лишают родительских прав. Наоборот, социальная защита предполагает: реабилитационные программы по восстановлению отношений между детьми и родителями, правовую поддержка и психологическую помощь, предоставление временного жилья, помощь воспитателей и специалистов по работе с семьей, проведение различных тренингов и развивающих занятий для детей и родителей, выдачу сертификатов на получение продуктов, одежды и бытовой техники, а также многое другое.
Если родители наотрез отказываются от программы социальной защиты, то предложите поговорить со школьным психологом или социальным педагогом, потому что проблемы с домашним насилием требуют немедленного решения! Нельзя оставлять такое на самотек.
Если ни один из четырех шагов не помог, то тогда переходите к пятому шагу.
Пятый шаг
Если после всех ваших усилий ребенок все еще подвергается физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, то тогда уже следует привлекать органы опеки и участковых. Особенно, если присутствует угроза для жизни ученика.
Если в этой семье над несовершеннолетним измываются, избивают или подвергают иному виду насилия, то тогда ему будет лучше в другой семье или специальном учреждении, чем в доме, где он не чувствует себя в безопасности.
Надеемся, что вам не придется столкнуться с подобным. Однако если такое все же произойдет, то воспользуйтесь нашей инструкцией, чтобы исправить ситуацию.
До скорых встреч!