Найти тему
Кабинет директора

Инструкция «Что делать, если ребенок подвергается домашнему насилию»

Оглавление
Некоторые родители считают нормальным применение физических наказаний к ребенку
Некоторые родители считают нормальным применение физических наказаний к ребенку

Агрессия = Насилие = Абьюзивные отношения

Агрессия бывает нескольких видов и может быть вызвана разными причинами. Ее могут проявлять как дети, так и взрослые. Но сегодня мы поговорим об абъюзивных отношениях в семье.

Абьюзивные отношения – это тот тип отношений, когда происходит постоянное нарушение личных границ другого, а также в отношении человека применяются такие методы, как устрашение, унижение, жестокость, грубость, физическое и психологическое насилие. В семьях абъюз скрывается за благими намерениями. «Я делаю это ради тебя» - ложь, которой родители пытаются оправдать свои агрессивные действия в отношении ребенка.

Насилие в семье сильно отражается на психологическом здоровье ребенка. Тирания со стороны родителей делает его уязвимым и ранимым перед другими людьми. Происходит снижение самооценки, появляются страхи и нерешительность. Под действием угнетающего поведения родителей, ребенок и сам начинает проявлять агрессию по отношению к другим.

Иногда взрослые прекрасно понимают, что ведут себя агрессивно и несдержанно по отношению к ребенку, однако считают такое поведение нормальным. Они думают, что если их так воспитывали, то и к своим детям они могут относиться также.

Но одно дело – шлепнуть пару раз ремнем или дать подзатыльник, и совсем другое – избивать беззащитного ребенка или постоянно кричать на него. Какой бы не была причина – сложная работа, плохое поведение детей или трудности в финансах семьи – это не дает родителям право применять физические наказания по отношению к ребенку.

Дети - не собственность родителей! Насилие по отношению к ним неприемлемо!
Дети - не собственность родителей! Насилие по отношению к ним неприемлемо!

Признаки абъюза

Дети никогда не признаются, что их дома бьют. Одних напугали рассказами о детском доме, других же смущает говорить о возникшей ситуации. Поэтому заметить то, что ребенок подвергается физическому или психологическому насилию порой бывает очень сложно. Однако есть несколько «звоночков», которые могут свидетельствовать об абъюзивных отношениях в семье.

Депрессивное состояние

Депрессию заметить легче, чем кажется, достаточно понаблюдать за поведением ребенка. В отличие от взрослых дети еще не умеют скрывать свои чувства.

Постоянное плохое настроение (плаксивость, угрюмость, озлобленность), замкнутость и безразличие к происходящему вокруг, острая реакция на любое замечание или ссору с одноклассниками – одни из признаков наличия депрессивного состояния у ученика. Такое поведение не возникает из ничего, у него всегда есть причина и чаще всего – домашнее насилие.

Высокая тревожность

Если при каждом громком звуке, неосторожном резком движении или при прикосновении ребенок дергается или вздрагивает, то следует присмотреться к нему. Дети, которые подвергаются насилию, постоянно ждут подвоха от взрослых. Они привыкают к тому, что за любым криком или взмахом руки следует боль, поэтому неосознанно начинаются заранее готовиться к удару. Если вы заметили подобную реакцию у ребенка, то самое время бить тревогу!

Паническая боязнь плохих отметок или негативных записей в дневнике

Запомните, дети – это не профессиональные актеры в театре или кино. Они не умеют также хорошо подделывать эмоции. Поэтому, если ребенок впадает в истерику или паническое состояние, то следует выяснить причину такого поведения.

Скорее всего за любую плохую отметку или замечание ученик подвергает физическому наказанию или же становится объектом крика и плохого настроения одного из родителей или обоих. Именно этот страх перед унижениями, ударами и побоями заставляет детей бояться любых отрицательных отметок и записей в дневнике.

Насилие над детьми ничем не может быть оправдано! Воспитывая детей в страхе, родители лишают их счастливого будущего.
Насилие над детьми ничем не может быть оправдано! Воспитывая детей в страхе, родители лишают их счастливого будущего.

Также такими «звоночками» могут быть: ухудшение аппетита, подавленное состояние, излишняя скромность и боязнь высказывать свое мнение, неумение самостоятельно принимать решения и многое другое.

Любой из этих признаков может свидетельствовать об абъюзивных отношениях в семье.

Как следует поступить учителю?

Если вы подозреваете, что ребенок столкнулся с насилием в семье, то вам необходимо предпринять несколько шагов.

Первый шаг

Поговорите с социальным педагогом и руководством школы. Даже если это просто подозрения, их нельзя оставить без внимания. Пусть для школьников будут проведены внеплановые медосмотры (в том числе с прохождением школьного психолога), чтобы подтвердить или опровергнуть ваши опасения.

Если на теле ребенка обнаружатся следы синяков и побоев или психолог дал понять, что ребенок находится в агрессивно-депрессивном состоянии, и у него явные проблемы с взаимоотношениями в семье, то следует приступить к следующему шагу.

Второй шаг

Ни один ребенок не захочет говорить с вами о проблемах в семье, поэтому для такого разговора следует «подготовить почву». Для начала устройте внеклассный урок, на котором расскажите детям о насилии в семье, как оно может проявляться и где можно получить помощь в случае необходимости. Пусть дети знают, что такое поведение взрослых недопустимо, и они имеют право попросить других людей вмешаться. Особенно если чувствуют, что родители угрожают их жизни и здоровью как физическому, так и психологическому.

Дети должны понимать – нет ничего постыдного в признании того, что он стал жертвой домашнего насилия. Стыдно должно быть инициатору подобной проблемы. Дайте понять, что если ребенок столкнулся с подобным, то он может рассказать вам, социальному педагогу, директору или любому другому взрослому, которому доверяет.

После этого переходите к следующему шагу.

Из детей, подвергшихся домашнему насилию, вырастают неуверенные в себе взрослые, которые озлоблены на весь мир вокруг них
Из детей, подвергшихся домашнему насилию, вырастают неуверенные в себе взрослые, которые озлоблены на весь мир вокруг них

Третий шаг

Попробуйте вызвать ребенка на диалог. Но сделайте это так, чтобы не вызвать подозрения у других учеников. Очень часто ученики стесняются говорить о своих проблемах при одноклассниках. Не спрашивайте прямо об избиениях и насилии в семье, попытайтесь ненавязчиво узнать о том, какая обстановка в семье ребенка.

Если ученик прямо говорит, что его дома избивают или он не чувствует себя там в безопасности, то сразу же обращайтесь к социальному психологу. Вам понадобиться его помощь, чтобы решить эту ситуацию.

Но даже при малейших намеках на домашнее насилие следует бить тревогу. Проанализируйте то, что смогли узнать от ученика, а затем уже приступайте к следующему шагу.

Четвертый шаг

Теперь, после того как вы разобрались в обстановке, в которой растет ребенок, можно вызывать родителей в школу. Но делайте это через социального педагога или администрацию школы, а не через ребенка. Формулировка должна быть нейтральной, чтобы взрослые не навредили ребенку за его «очередную оплошность».

После встречи с родителями ни в коем случае не ведите себя с ними как учитель и ученик. Никто не любит, когда ему указывают, поэтому, как и с детьми, со взрослыми нужно также внимательно подбирать слова при разговоре. Ни в коем случае нельзя произносить: «Так себя вести нельзя», «это не метод воспитания, а насилие», «вы ведете себя не как взрослый человек» и т.п. Иначе вы услышите очень много негативных вещей о себе. Поверьте, вам это не нужно.

У вас обязательно должен быть диалог, а не монолог! Постарайтесь вовлечь родителей в обсуждение таких вопросов как: «Может ли несчастный ребенок добиться успеха?», «Как воспитывали раньше и подходят ли такие методы в современных реалиях?», «Как можно помочь ребенку не потерять мотивацию, но и не расслабляться?».

После этого вы можете рассказать о социальной защите и предложить обратиться в службу, чтобы получить поддержку от государства.

Иногда взрослые срываются на детях из-за усталости и своих нереализованных планов. Социальная защита призвана помогать таким семьям вновь обрести гармонию.
Иногда взрослые срываются на детях из-за усталости и своих нереализованных планов. Социальная защита призвана помогать таким семьям вновь обрести гармонию.

Объясните, что социальная защита уже давно не связана с тем, когда ребенка забирают в детдом, а взрослых лишают родительских прав. Наоборот, социальная защита предполагает: реабилитационные программы по восстановлению отношений между детьми и родителями, правовую поддержка и психологическую помощь, предоставление временного жилья, помощь воспитателей и специалистов по работе с семьей, проведение различных тренингов и развивающих занятий для детей и родителей, выдачу сертификатов на получение продуктов, одежды и бытовой техники, а также многое другое.

Если родители наотрез отказываются от программы социальной защиты, то предложите поговорить со школьным психологом или социальным педагогом, потому что проблемы с домашним насилием требуют немедленного решения! Нельзя оставлять такое на самотек.

Если ни один из четырех шагов не помог, то тогда переходите к пятому шагу.

Пятый шаг

Никто не обязан терпеть насилие! Ни взрослый, ни ребенок!
Никто не обязан терпеть насилие! Ни взрослый, ни ребенок!

Если после всех ваших усилий ребенок все еще подвергается физическому или психологическому насилию со стороны взрослых, то тогда уже следует привлекать органы опеки и участковых. Особенно, если присутствует угроза для жизни ученика.

Если в этой семье над несовершеннолетним измываются, избивают или подвергают иному виду насилия, то тогда ему будет лучше в другой семье или специальном учреждении, чем в доме, где он не чувствует себя в безопасности.

Надеемся, что вам не придется столкнуться с подобным. Однако если такое все же произойдет, то воспользуйтесь нашей инструкцией, чтобы исправить ситуацию.

До скорых встреч!