«Три условия, которые только и могут привести полярного исследователя к победе: пользование упряжными собаками, питание свежим мясом и умение ходить на лыжах. В езде на собаках русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть…» Руал Амунден
В Тундре арктической зоны единственным способом к выживанию являлось движение, кто лишен возможности двигаться тот обречен, учитывая данный факт, основой жизни до появления механизированного транспорта являлись вьючные животные, такие как олени и собаки.
Использование оленей для освоения просторов полярной зоны, бассейнов рек и некоторых областей имели свои ограничения, копыта скользили по льду, отсутствие наличия кормовой базы и ягельных пастбищ, т.к. существовать они могли только при наличии естественных кормовых угодий.
Таким образом самым универсальным видом передвижения смогли стать северные ездовые собаки. Собаки могли передвигаться по умеренно глубокому снежному покрову, льду, при низких температурах до -60 градусов, при сильных ветрах и снегопадах. Научными опытами, проведенными в 1930-х гг. Э. Шерешевским, Д. Травиным, И. Тихоненко и другими, было установлено, что пищевод собаки без особого труда способен пропустить довольно крупные куски пищи. Хорошая усвояемость позволяла восстановить силы даже за короткое время отдыха. А желудок настолько относительно велик, что может вместить в один прием суточную порцию мяса или рыбы, что позволяло кормить собаку один раз в день или в определённых ситуациях раз в несколько дней. Скорость передвижения при нагрузке около 50кг на одну собаку составляла 7-8км в час, каюры могли передвигаться на расстояния более 500км без длительного отдыха, при отсутствии загруженности нарт суточный пробег мог составлять до 200км.
После Аляскинской золотой лихорадки опыт использования различных пород был огромный, из-за дефицита ездовых собак золотоискатели стали привозить собак с более южных районов, но большинство не смогли приспособиться к суровым климатическим факторам в виду особенностей породы, прихотливости к содержанию и кормлению, не выносили подобного вида работы, и не располагали нужными физическими параметрами.
Попытки частично заменить собак конным транспортом увенчались неудачей, зимой глубокие снега, неровные ледяные насты, трещины, летом вязкие болотистые грунта, лошади попросту не выдерживали суровых условий и гибли, проблемы с возможностью заготовки сена в дальние дороги связали использование лошадей только в пределах южных поселков и их окрестностей.
Опытный эксперимент Красной армии по применению собак в качестве вьючного транспорта показал, что специально отобранные немецкие овчарки пригодны для ездовой службы в условиях крайнего севера и могут составить конкуренцию северным ездовым породам, но не заменить их полностью. Процесс эксплуатации немецких овчарок установили, что при одинаковой массе груза и одинаковом количестве собак в упряжке, упряжка с Немецкими овчарками приходила в пункт назначения удаленностью до 60км быстрее чем упряжка с северными ездовыми собаками, однако уступала в скорости передвижения на более длинные дистанции, упряжка приходила в пункт назначения на много позже и в более измотанном состоянии чем северные ездовые собаки.
Каждая немецкая овчарка должна была проходить предварительный отбор т.к. больная или слабая собака в тяжелых климатических условиях, это балласт, который может подставить под угрозу жизни каюра и всей упряжки. Собаки должны были обладать определенными качествами: легкие и сердце должны выдерживать частое и долгое отсутствие отдыха, хорошо развитая печень должна обеспечивать большой запас гликогена на длительную непрерывную работу, пищеварительный тракт должен вмещать суточную норму пищи и обеспечить достаточный запас «горючего», всему этому соответствовал определенный экстерьер: большая ширина грудной клетки, достаточный объем брюшной полости, слабо подтянутый живот, мощный костяк и развитая мускулатура.
Но ввиду повсеместного использования немецких овчарок в разных направлениях военной службы и проблем с доставкой, получился повальный набор собак не отвечающим требованиям, большинство попросту не смогли пройти акклиматизацию, и начинали заболевать в кратчайшие сроки, поэтому широкого применения этой породы на севере не получило успеха.
Все преимущества позволили именно на ездовых собаках покорить оба полюса земли, Экспедиция Роберта Пири в 1909г - Северный полюс, Экспедиция Руаля Амундсена 1911г. - Южный полюс.
Великая гонка милосердия 1925 года протяженностью 1085км, дистанция пройдена за 5, дней входе которой в город Ном, поражённый эпидемией дифтерии и находившийся под угрозой полной гибели населения, доставили партию противодифтерийной сыворотки. Другого способа быстро доставить лекарство в труднодоступный город не было.
Самый длительный арктический переход на собачьих упряжках составил 10 000 километров, ходе полярной экспедиции газеты «Советская Россия» 1982-83 года.