Как вы помните из прошлого выпуска, Джордж Лукас не планировал выпускать видеоигры по мотивам «Звёздных войн» и продал лицензию на их разработку компании Atari. За 10 лет с того момента многое изменилось, в том числе и отношение LucasFilm к этой отрасли. Была создана дочерняя студия LucasFilm Games, которая и без лицензии на выпуск игр по их самой известной франшизе, успела зарекомендовать себя, как успешного разработчика видеоигр, специализирующегося преимущественно в жанре квестов. И как только к ним вернулась лицензия на Star Wars, началась…
Эра LucasArts
1991
Первой игрой по мотивам «Звёздных войн» от LucasFilm Games, (которая к тому моменту сменила название, на привычное нам LucasArts) стал очередной платформер под названием Star Wars, но в отличие от японской версии из прошлого выпуска, он был более приближен к оригинальному фильму, даже блондинистые волосы Люка завезли.
Помимо платформинга, игра также обладает элементами шутера, с камерой из кабины «Тысячелетнего Сокола», когда главные герои перемещаются между планетами. Также в некоторых уровнях, помимо Люка, игровыми персонажами выступают Хан и Лея, а в заключительном уровне, нужно пилотировать корабль X-wing с видом сверху над «Звездой Смерти».
Как и её японский предшественник, эта игра отличается большой сложностью из-за того, что игрок обладает только тремя жизнями и двумя continue. Помимо NES, Sega Game Gear и Sega Master System игра также портирована на Nintendo Game Boy, что делает её первой игрой по «Звёздным войнам» на портативном игровом устройстве.
В том же году у игры Star Wars вышло продолжение — Star Wars: The Empire Strikes Back, которое также повторяет сценарий фильма. Под управлением игрока вновь оказывается Люк Скайуокер, который на сей раз может орудовать как бластерным пистолетом, так и световым мечом, а позже, после обучения у мастера Йоды, он получает несколько приемов Силы.
Star Wars: Attack on the Death Star — очередной симулятор финальной битвы первого фильма, разработанный для японских компьютеров Sharp X68000 и PC-98 студией M.N.M Software. Перед игровым процессом, с помощью трёхмерной векторной графики, пользователю демонстрируется начало первого фильма, представление «Звезды Смерти» и начало последней битвы.
Геймплей разделен на три этапа: схватку с имперскими истребителями по пути к «Звезде Смерти». Пролёт вдоль её поверхности через башни с лазерами. И полёт по траншее «Звезды Смерти» с последующим пуском торпеды в выхлопной порт. По окончанию игры в режиме Trace View можно просмотреть свой полёт от третьего лица.
1992
В следующем году, уже на приставке нового поколения — Super Nintendo Entertainment System, вышел очередной платформер по «Звёздным войнам», под названием Super Star Wars. В игре три главных героя. В начальных уровнях доступен только Люк Скайуокер, вооруженный бластером и обладающий минимальным запасом здоровья. На более поздних уровнях игроку будут также доступны Хан Соло, владеющий перекатом и средним запасом здоровья, а также Чубакка с максимальным запасом здоровья. Финальный босс в игре — Дарт Вейдер, за штурвалом своего истребителя.
Super Star Wars и последовавшие за ней продолжения, стали первыми по-настоящему хорошими играми по «Звёздным войнам», получив хвалебные отзывы о графике и звуке. Однако, стоит отметить, что трилогия отличалась высокой сложностью, поэтому даже опытные игроки, порой не могли пройти её до конца. В 2009 году игра была перевыпущена в Wii Virtual Console, а в 2015 году в PlayStation Store.
1993
Star Wars: X-wing — первая игра компании LucasArts, вышедшая на PC. Она представляет собой симулятор пилотирования космического корабля. Игрок, в роли молодого пилота повстанцев, должен выполнить ряд разнообразных миссий в ходе космических боёв с Галактической Империей. Игра включает в себя несколько компаний, каждую из которых игрок может проходить в произвольном порядке, хотя лучше это делать последовательно, так как компании составляют единое целое в плане сюжета, а также каждая следующая миссия становится сложнее предыдущей. За особо успешно пройденные миссии игрок получает ордена и медали.
Специально разработанный для игры графический движок, вместо двумерной и растровой графики, использует трёхмерные объекты, что в то время было большим техническим прорывом. Star Wars: X-Wing стала самой продаваемой игрой 1993 года и получила множество наград. В том же году для игры вышли продолжающие сюжет дополнения — Imperial Pursuit и B-wing, добавляющие корабли TIE Advanced и B-wing соответственно.
Star Wars: Rebel Assault — рельсовый шутер, рассказывающий историю пилота повстанцев во время Галактической гражданской войны. Игра примечательна тем, что содержит оцифрованные кадры и музыку из оригинальных фильмов и полностью озвученные диалоги. Также она стала первой игрой LucasArts, выпущенной исключительно на CD-ROM носителях. Для консоли Sega Mega Drive это осуществлялось с помощью аддона Sega Mega CD. На момент выхода, игру хвалили за трёхмерную графику, музыку и разнообразие уровней, но критиковали за непростое управление, низкую реиграбельность и замыленную картинку, особенно на Sega CD.
Спустя год после оригинальной Super Star Wars вышло продолжение, основывающееся на второй части оригинальной трилогии, под названием Super Star Wars: The Empire Strikes Back. Игровой процесс не обошёлся без изменений, как, например, добавление второго прыжка. Люк стал отражать огонь бластеров, используя свой световой меч, Хан Соло научился бросать гранаты, а у Чубакки появилась вращающаяся атака. Финальным боссом в игре вновь выступил Дарт Вейдер, но уже вооруженный световым мечом.
Star Wars Arcade — трёхмерный космический шутер, разработанный компанией Sega и выпущенный на игровых автоматах, а спустя год и на приставке Sega Mega Drive с подключённым аддоном 32X. Игроку предоставляется выбор между кораблями типа X-wing и Y-wing. Выбрав последний, одиночная игра становится кооперативной с разделением экрана, где один игрок — это пилот корабля, а второй — стрелок.
Star Wars Chess — видеоигровая интерпретация шахмат, с персонажами культовой саги, хотя присутствует и режим со стандартными фигурами. Игра была создана компанией Software Toolworks под вдохновением от популярной компьютерной версией шахмат Battle Chess. В обеих играх во главу угла поставлены интересные анимации взаимодействия фигур.
1994
Star Wars Screen Entertainment – это не видеоигра, а распространявшийся на CD и дискетах, набор различных материалов по фильму «Звездные войны: Новая надежда», таких как чертежи кораблей и биографии персонажей.
В триквеле Super Star Wars: Return of the Jedi к оригинальной тройке персонажей — Люку, Хану и Чубаке, присоединились Принцесса Лея и эвок по имени Уикет. В качестве боссов игрок встретит Джаббу Хатта, Ранкора, Дарта Вейдера и Императора Палпатина. Помимо платформинга, в игре присутствуют и транспортные уровни на спидербайке и «Тысячелетнем соколе». Из-за того, что на NES не выходило игры по «Возвращению джедая», именно последняя часть Super Star Wars легла в основу порта, завершающего трилогию для Game Boy.
После успеха Star Wars: X-wing, сиквел не заставил себя долго ждать и вышел уже спустя год. В Star Wars: TIE Fighter, игрок встаёт на сторону Галактической Империи, выполняя миссии на имперских кораблях. Основной сюжет игры завязан на предательстве Империи адмиралом Харковым. Да-да, злые русские существовали даже давным-давно в далёкой-далёкой галактике.
В каждой миссии, помимо основных целей, присутствуют секретные задания, выполняя которые, игрок получает поощрения от Императора. Также игра предлагает значительное количество тренировочных миссий, позволяющих отточить мастерство без каких-либо последствий, так как в случае гибели или пленения пилота во время боевой миссии игрок должен начинать кампанию сначала.
В том же году для игры вышло расширение под названием Defender of the Empire, куда вошли три продолжающих сюжет компании и четыре тренировочных миссии. Тогда же Star Wars: X-wing и Star Wars: TIE Fighter были выпущены в расширенных изданиях с подзаголовком — Collector’s CD-ROM. Они предлагают пользователям все вышедшие дополнения для этих игр и SVGA графику с двукратно увеличенным разрешением разрешением – 640x480.
1995
Star Wars: Dark Forces — первый шутер от первого лица по «Звёздным войнам», ставший прародителем одной из популярнейших серий игр по этой вселенной, которая носит подзаголовок Jedi Knight, хотя первая игра пока что ещё обходится без него. Игра рассказывает о наёмнике Кайле Катарне, бывшем курсанте имперского военного училища, чей отец погиб при невыясненных обстоятельствах. После того, как руководство училища не дало Кайлу увольнительную, чтобы принять участие в похоронах, тот перешёл на сторону повстанцев.
Игра разделена на миссии, каждая из которых обладает своим брифингом и целями, вроде поиска предметов или установки взрывчатки. Уровни представляют собой различные известные места во вселенной «Звёздных войн». Star Wars: Dark Forces стала 11-й самой продаваемой игрой в период с 1993 по 1999 год. Популярность проекта привела к выпуску игрушек с Кайлом Катарном и тёмным штурмовиком. Игру хвалили за геймплей и изобретательность уровней, но критиковали за малую продолжительность, отсутствие мультиплеера и светового меча, что будет исправлено в сиквелах.
Star Wars: Rebel Assault II - The Hidden Empire — сиквел рельсового шутера вышедшего двумя годами ранее, примечателен наличием оригинальных съемок с участием актеров и выполненными в трёхмерной графике декорациями и космическими сценами. У игры есть три концовки, которые отличаются в зависимости от выбора уровня сложности.
Ежегодно с 1995 по 1998, LucasArts выпускала сборники своих игр, выходивших на PC, под названием The LucasArts Archives. Они также включали и игры по «Звёздным войнам», а вторая и четвёртая часть, так и вовсе были полностью посвящены этой вселенной.
1996
Во вторую часть «архивов» был также включён интерактивный компакт-диск под названием Star Wars: Making Magic. Он был создан, чтобы показать закулисный взгляд на производство специального издания оригинальной трилогии «Звёздных войн». Диск включал интервью с Джорджем Лукасом, фильм о работе VFX-художников и оригинальную сцену разговора Хана Сола с Джаббой Хаттом, когда того ещё играл человек.
Star Wars: Shadows of the Empire — шутер от третьего лица, выпущенный для платформы Nintendo 64, а спустя год добравшийся и до персональных компьютеров. Видеоигра относится к мультимедийному проекту «Звёздные войны: Тени Империи», который также включает в себя, роман и комиксы, описывающие, что происходило между фильмами «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая».
Главным героем игры выступает наёмник по имени Даш Рендар. Будучи поставщиком продовольствия для повстанцев, он застаёт битву на планете Хот, по окончании которой, Альянс нанимает Даша в качестве боевой единицы. На протяжении игры ему будет необходимо выследить Боббу Фетта, стать телохранителем Люка Скайуокера и спасти из плена принцессу Лею.
Наёмник вооружен только бластерным пистолетом, но по мере прохождения, можно найти дополнительные бонусы, придающие его оружию различные свойства. На поздних уровнях игры, Рендар получает реактивный ранец, позволяющий преодолевать некоторые препятствия. Здоровье, игрок может восполнять только аптечками. Помимо этого, ему даётся ограниченное количество жизней, при растрате которых, игра заканчивается. Shadows of the Empire получила смешанные отзывы.
Рецензенты ругали неуклюжее управление и камеру, однако хвалили воссозданную в игре, битву на планете Хот. Несмотря на критику, игра была коммерчески успешна и распродалась тиражом более, чем миллион копий.
Star Wars: The Interactive Video Board Game – настольная игра выпущенная знакомой нам по первому выпуску компанией Parker Brothers (которая на тот момент уже была выкуплена Hasbro). Примечательна здесь включённая в комплект VHS кассета, которая должна воспроизводится на экране телевизора во время игры. На кассете записан сюжетный ролик, содержащий как сцены из трилогии фильмов, так и кадры, снятые специально для игры с участием оригинальных актёров. Дэвид Проуз вновь примерил костюм Дарта Вейдера, а Джеймс Эрла Джонс снова его озвучил.
1997
Star Wars: Yoda Stories — вторая игра серии Desktop Adventure, о первой части которой я не говорил, потому что она была основана на другой франшизе Lucasfilm — «Индиане Джонсе». Действия Yoda Stories затрагивают период между фильмами «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», когда Люк Скайуокер заканчивал обучение у мастера-джедая Йоды.
Игра представляет из себя набор миссий, которые игрок, в лице Люка Скайуокера, должен выполнить. Например, спасти определённого персонажа или найти заданный объект. Уровни в игре генерируются процедурно, как правило, каждый из них состоит из ста активных экранов, но также их количество может устанавливаться в меню параметров.
Star Wars: X-wing vs. TIE Fighter — третья игра в серии X-wing, предоставляющая игроку возможность выбора кораблей, пилотов и режимов игры, которые также включали и многопользовательские, до восьми человек. На момент выхода игра не обладала полноценным режимом компании, хотя позднее было выпущено сюжетное расширение под названием Balance of Power.
В следующем году вышло переиздание всех трёх вышедших на тот момент игр серии X-wing, под названием Star Wars: X-wing Collector Series. Сборник примечателен тем, что первые две игры используют более современный движок X-wing vs. TIE Fighter. Последняя же игра представляет из себя урезанную версию оригинала и носит название «Лётная школа».
Star Wars: Jedi Knight - Dark Forces II — предлагает игроку вернуться к роли Кайла Катарна. Сюжет игры начинается спустя, примерно, год, после событий фильма «Возвращение джедая», когда Кайл узнаёт, что его отец — Морган Катарн, был убит тёмным джедаем по имени Джерек и его подельниками. Найдя световой меч в мастерской отца, Катарн отправляется в путешествие, чтобы отомстить своим врагам и постичь Силу.
По ходу продвижения сюжета, Кайл приобретает джедайские способности, которые делятся на три категории: нейтральные, светлые и тёмные. За каждый пройденный уровень игрок получает одно очко силы. Дополнительные очки можно получить, при нахождении секретных мест на уровнях. Их можно тратить на улучшения познаний Силы.
Игра предлагает моральный выбор. Действия, направленные против невооружённых горожан, также, как и выбор различных способностей Силы, изменяют отношения Кайла к свету и тьме. В конечном счёте игрок должен выбрать между сторонами.
В игру также встроен мультиплеер, в котором куда больше внимания уделяется способностям Силы и разнообразию вооружения. Dark Forces II получила всеобщее признание, набрав 91 балл на Metacritic.
Спустя год у игры вышел самостоятельный сюжетный аддон под названием Star Wars: Jedi Knight - Mysteries of the Sith, главной героиней которого выступила ученица Кайла Катарна — Мара Джейд. По сюжету, Кайл отправляется в храм ситхов на Дромунд Каас. Мара, предчувствуя, что её учитель может перейти на тёмную сторону, следует за ним. Там она понимает, что её опасения не были напрасными, но в конечном итоге ей удаётся вернуть Катарна на путь света.
Игра состоит из четырнадцати уровней, на каждом из которых игроку встречаются как враждебные, так и дружественные персонажи. Последние даже могут помочь игроку, атакуя врагов. Помимо противников из основной игры, в дополнении встречаются и новые, например, монстр Ранкор, аналогичный тому, что показан в «Возвращении джедая».
Игры по «Звёздным войнам» затрагивают практически все игровые жанры и файтинги не стали исключением. Первый и единственный их представитель называется Star Wars: Masters of Teräs Käsi, выпущенный эксклюзивно для первой PlayStation.
Действие игры происходит во время фильмов «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая». По сюжету, Император прибегает к услугам таинственной убийцы по имени Арден Лин, которой поручает уничтожить ключевых лидеров Альянса. Прознав об этом, Люк и компания бросают Лин вызов в боевой дисциплине Teräs Käsi.
Пул игровых персонажей включает таких героев, как: Арден Лин, Люк Скайуокер, Принцесса Лея, Хан, Чубакка, Боба Фетт, тусканский рейдер Хоар и гаморреанский воин Ток. Также в игре присутствуют секретные персонажи: Дарт Вейдер, имперский штурмовик, охотник за головами Джодо Каст, подручная Императора — Мара Джейд и принцесса Лея в металлическом бикини.
Masters of Teräs Käsi получила в основном отрицательные оценки от критиков и игроков, потому что была просто-напросто плохим файтингом, став тем самым одной из худших игр во франшизе Star Wars.
В тот же день, вышла ещё одна игра по вселенной «Звёздных войн», на этот раз это был кроссовер с самой популярной настольной игрой — «Монополия». Игровой процесс Monopoly Star Wars не отходит от исходного материала. Игроки начинают с выбора предмета, которым они будут ходить. Ими выступают фигурки Люка, Хана, Леи, R2-D2, Чубакки, Вейдера, Фетта и Штурмовика. C-3PO в свою очередь играет роль ведущего игры. Озвучил его Энтони Дэниелс, который и исполнял роль робота во всех фильмах саги.
Star Wars Masterpieces – сборник, состоящий из дилогии Star Wars: Rebel Assault и демо-версий дилогии Star Wars: Dark Forces, а также Star Wars: Making Magic.
До этого момента я старался не высказывать своё личное мнение о разбираемых видеоиграх, так как прошло слишком много времени, чтобы оценивать их объективно. Но Star Wars: Imperial Assault, Jedi Adventure, Millennium Falcon Challenge и Rebel Forces для портативной приставки R-Zone, это что-то за гранью добра и зла.
Сей мегадевайс воспроизводит игры с помощью красного лазера отраженного от зеркальной поверхности, но главная его отличительная черта заключается в том, что игрок может повесить экран себе на голову перед одним глазом с помощью специальной повязки. Мало того, что это первая приставка на моей памяти от которой реально можно ослепнуть, так ещё и игры на ней больше походят на лазерки с насадками в виде рисунков, так что любые комментарии об игровом процессе этих проектов – излишни.
1998
Star Wars Trilogy Arcade — рельсовый шутер от Sega для игровых автоматов, где игрок должен с помощью джойстика перемещать перекрестие прицела по экрану и нажимать кнопку для стрельбы.
Игра демонстрирует четыре ключевых битвы из фильмов оригинальной трилогии «Звёздных войн», а именно, битву при Явине, битву при планете Хот, битву на спутнике Эндора, а после того как игрок сыграет в эти три уровня, открывается атака на «Звезду Смерти».
Также в игре присутствуют две битвы с боссами, в которых приходится орудовать световым мечом. Эти уровни становятся доступны только один раз, после завершения всех основных этапов. В первом сражении игрок должен отражать выстрелы Бобы Фетта, а во втором сойтись в поединке с Дартом Вейдером.
Star Wars: Millennium Falcon CD-ROM Playset — очень занимательный проект по вселенной «Звёздных войн», отличительной особенностью которого можно назвать управление игровым процессом при помощи специализированного пульта, крепящегося на клавиатуру. Выполнен этот контроллер в форме кабины «Тысячелетнего сокола». В комплекте также поставлялась фигурка самого пилота корабля – Хана Соло.
Игровой процесс описывается тремя буквами: Q.T.E. Да-да вы не ослышались, Quick Time Event существовал ещё задолго до игр Девида Кейджа. Игра представляет из себя набор уровней, которые нужно проходить, пилотируя «Тысячелетний сокол». Под «пилотируя» я подразумеваю: «нажимая кнопки, когда они появятся на экране». Для игры были записаны видеоролики с актёром Дэвидом Маккаллумом, который играет роль коммандира повстанцев.
1999
И в качестве бонуса перепрыгнем в 1999 год, чтобы здесь и сейчас закончить разговор об одной из самых успешных серий космических симуляторов. Star Wars: X-wing Alliance — четвёртая и до сих пор последняя игра серии X-wing, действие которой происходит одновременно со Star Wars: TIE Fighter.
Игра повествует об Эйсе Аззамене — пилоте повстанцев, который участвует в различных миссиях восстания, а также помогает своей семье сражаться с враждующей семьёй торговцев Вираксо.
Система управления кораблями была переработана, по сравнению с предыдущими играми серии, что обусловлено добавлением поддержки руля. Помимо привычных для серии значков и медалей за пройденные миссии, прогресс также определяется количеством собранных коллекционных предметов.
Из-за отсутствия продолжения серии, для X-wing Alliance начали создаваться различные фанатские модификации. Одни из них улучшают текстуры и модели кораблей, а другие создают новые сюжетные миссии, или воссоздают те, что появлялись в предыдущих частях серии.
Спустя шестнадцать лет, после выхода последнего фильма, к появлению на экранах готовилась новая картина во вселенной далёкой-далёкой галактики, что породило целую прорву игр, основанных на приквелах «Звёздных войн». Впрочем, это уже совсем другая история.
Ну а вам, падаваны, спасибо за прочтение и до встречи!
Автор: Флоппи
Оригинал: История серии игр Star Wars. Эпизод II: Атака CD-ROMов