Найти тему
Мир современного кино

«И жизнь, и слезы, и любовь»

Оглавление

На Первом канале завершилась первая неделя показа восьмисерийного художественного фильма «Раневская», посвященного жизни и творчеству народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской. Одновременно 15 марта проект Дмитрия Петруня полностью вышел в онлайн-кинотеатре «Kion».

Возможно, некоторым зрителям очень сложно воспринимать появившиеся еще в 2021 году варианты двойного показа самых популярных российских сериалов. Поэтому кто-то уже посмотрел премьеру «Раневская», а кто-то находится только на половине просмотра после выхода на Первом канале четырех серий.

Дмитрий Петрунь
Дмитрий Петрунь

Но уже сейчас на премьеру Дмитрия Петруня обрушилась волна мощнейшей критики. В одних вариантах эта критика носит сугубо заказной характер, в других же выглядит нелепым набором слов, фраз и даже предложений очень далеких от мира театра и кино людей, которым все равно кого обсуждать, для них важен сам процесс «излияния праведного гнева».

Байопик или боевик?

В течение трех последних лет, начиная с марта 2020 года, Первый канал показал три биографических сериала, или как сейчас модно говорить, три байопика: «Магомаев» Дмитрия Тюрина и Романа Прыгунова, «Вертинский» Авдотьи Смирновой и вот теперь «Раневская» Дмитрия Петруня.

Ирина Антоненко и Милош Бикович "Магомаев"
Ирина Антоненко и Милош Бикович "Магомаев"

Увы! История повторяется! Ведь уже трижды пришлось наблюдать одну и ту же примитивную ситуацию с жесточайшей критикой в адрес создателей проектов и исполнителей главных ролей. Особенно досталось Ирине Антоненко, сыгравшей роль Тамары Синявской и юной Анне Мишиной за роль Лидии Циргвавы – матери Анастасии и Марианны Вертинских.

Анна Мишина и Алексей Филимонов "Вертинский"
Анна Мишина и Алексей Филимонов "Вертинский"

Здесь сразу же запускается в ход дежурная фраза «Не верю», приводятся различные сравнения и доводы о том, что созданные артистами образы Муслима Магомаева, Тамары Синявской, Александра Вертинского, а теперь Фаины Раневской совершенно не похожи на те оригиналы, к которым привыкли зрители. Более того, некоторые «критики-нытики» даже не знают значение слова «байопик» и путают его с созвучным «боевик». Вполне естественно, именно такое определение жанра совершенно не соответствует содержанию сериала «Раневская».

Мариэтта Цигаль-Полищук
Мариэтта Цигаль-Полищук

Главное направление «праведного гнева» - первые серии, посвященные молодости будущих великих артистов. Но ведь авторы этого гнева тоже когда-то были детьми, затем искали свой жизненный путь, совершали ошибки, падали, поднимались, и шли дальше. Ведь они тоже когда-то любили, а не сразу становились циничными критиками…

Великие артисты и забытые временщики

На самом деле, сериал Дмитрия Петруня смотрится на одном дыхании, и остается только сожалеть, что его формат состоит всего лишь из восьми серий. Ведь за семь часов эфирного времени очень сложно выделить и показать даже главенствующие события в жизни великой советской актрисы.

Александр Домогаров и Мариэтта Цигаль-Полищук
Александр Домогаров и Мариэтта Цигаль-Полищук

Убежден, именно благодаря фильму «Раневская» мы многие факты из жизни Фаины Георгиевны открываем для себя впервые. Вряд ли до выхода фильма многие зрители знали о многолетней дружбе Раневской с ее кумиром юности – артистом МХАТ Василием Качаловым.

Александр Домогаров и Мариэтта Цигаль-Полищук
Александр Домогаров и Мариэтта Цигаль-Полищук

А ведь именно благодаря настойчивости народного артиста СССР Качалова заслуженная артистка РСФСР Раневская получила роль в фильме Григория Александрова «Весна», съемки которого проходили в 1947 году в Чехословакии. А затем, во время своего пребывания в дружественной стране, она тайно побывала в Дании на могиле своего отца, которого в последний раз видела в 1919 году в родном Таганроге. Несомненно, во время этой сцены всех неравнодушных зрителей переполняют эмоции.

Мариэтта Цигаль-Полищук и Константин Лавроненко
Мариэтта Цигаль-Полищук и Константин Лавроненко
-9

И точно такие же эмоции возникают, когда осознаешь, какой национальной дискриминации подвергалась Фаина Георгиевна в сталинскую эпоху. Чего стоит пережитое унижение во время получения разрешения на выезд в Чехословакию. Ведь если ты не коммунист, и тем более, еврейской национальности, значит, ты человек второго сорта…

-10

Или давайте вспомним «пламенную речь» великого организатора советского кино сталинской эпохи Большакова. Как он высмеивал Раневскую и отдал приказ Эйзенштейну заменить ее и найти другую актрису для участия в фильме «Иван Грозный»: «Русский царь не может быть с сионистскими корнями».

Мариэтта Цигаль-Полищук
Мариэтта Цигаль-Полищук

Бесспорно, Фаина Георгиева очень болезненно переживала свое принудительное отстранение от участия в знаменитом историческом фильме Сергея Эйзенштейна. Но, с тех пор прошло почти 80 лет. Имя Раневской переживет века, а кто даже сейчас вспомнит временщика Большакова?

Мариэтта Цигаль-Полищук и Константин Лавроненко
Мариэтта Цигаль-Полищук и Константин Лавроненко

На Первом канале последняя восьмая серия премьеры «Раневская» выйдет 23 марта. И затем мы снова проведем уже итоговое обсуждение. А сейчас мне хочется сказать тем зрителям, которые не ноют, не критикуют, а просто смотрят классный фильм о великом человеке. Вторая часть сериала (5-8 серии) еще интереснее и гораздо эмоциональнее первой. Смотрите и получайте удовольствие.

Мариэтта Цигаль-Полищук и Александр Домогаров
Мариэтта Цигаль-Полищук и Александр Домогаров

Ведь творческая работа Дмитрия Петруня, Мариэтты Цигаль-Полищук, Семена Стругачева, Александра Домогарова, Константина Лавроненко и всей творческой группы заслуживает самых лестных слов и самых высоких оценок. Браво!

-14

«И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь»

Александр Сергеевич Пушкин