Жил-был художник один,
Кров он имел и еду,
Но он холста не имел,
Так как ...
Поэт из меня, увы, не очень, историю о древних художниках придется рассказать в прозе.
Итак, давным давно, во времена тагарской археологической культуры (VIII—III века до н. э.) жил-был человек. Натура у него была творческая, требовала самовыражения, решил он оставить после себя рисунки. Холсты в то время еще не придумали, но неподалеку был невысокий хребет, в наше время называемый Бояры (по-хакасски Пойар тағ — «Священная гора»).
Вот на юго-западной стороне он и начал творить.
Долго ли, коротко ли - неведомо, но в результате на каменном полотне оставил после себя художник аж 40 изображений. В камне! Рельефные! Да не просто черточки невнятные: дома разукрашенные, скот, людей - все, что видел, изобразил художник. Даже фон разукрасил.
На славу художник потрудился, на века его творение сохранилось, больше двух тысячелетий прошло, когда в 1904 году приехал в эти места ученый-арехолог Адрианов А.В., которые рисунки изучил, описал, исследовал. Место это получило название Малая Боярская писаница. Боярская - не из-за бояр - богатых русских людей, а из-за названия хребта, где рисунка найдены. Писаница - понятно, писал же художник. А Малая - не просто так.
Два тысячелетия - огромный срок. Появился за это время и другой созидатель. То ли он поступком предшественника вдохновился, то ли сам, независимо придумал, но неподалеку, на свободном выступе, он свое творение оставил. Так же на века.
Продолжительность создания, конечно, установить невозможно, но 130 изображений, тематически связанных между собой, на камне за один день точно не выбьешь. Эту писаницу, созданную позже, но открытую в то же время, назвали Большой Боярской писаницей. Изучили ее позже, в 60-х годах двадцатого века.
Подробнейшее полотно создал художник. Тут и юрты, и избы бревенчатые, в которых сибиряки, а не хакасы, живут обычно. Есть привычный скот - быки, козлы обычные да горные, собаки, коровы, яки, и даже лошади, овцы и бараны. Есть редчайшие гости - северные олени.
Жители тоже нарисованы: делами заняты, каждый - своим. Кто-то скот гонит, кто-то у котла, похлебку, видать, варит, кто-то с луком, да не простым - скифским, кто-то хоровод водит, развлекается.
Редчайший случай, когда петроглифы собраны тематически в одно полотно, связаны сюжетом - в этом уникальность этих каменных полотен.
Очевидно, что художник писал картину с натуры, то, что видел сам. Вполне вероятно, что совсем неподалеку было селение, которое и было запечатлено.
Сейчас же - степь, поля, холмы, курганы. Безлюдье.
Петроглифы днем видны плохо. Самая лучшая видимость у них, когда лучи солнца косо падают: первые полчаса после восхода или вечером, перед закатом. Во всей красе их можно изучить в Хакасском национальном краеведческом музее, что в городе Абакан расположен, где висит эстампаж петроглифов Большой Боярской писаницы. Хотя, конечно, с натуры рисунки на камне рассматривать куда интереснее.
Главное - не трогать. Хоть руки сами тянутся, но рисункам тысячи лет и все время на них то дождь каплет, то ветер песчинки выдувает. Разрушаются постепенно. Прикосновения им очень вредны, а посетители здесь бывают регулярно. Интересное место так и манит. Нужно постараться сохранить уникальное творение.
Писаницы от Абакана не так уж далеко, но и не близко - около 66 километров проехать придется. Но неподалеку находится Красноярское море, на берегу которого можно устроить пикник, а заодно побродить по древним курганам.
На них, конечно, петроглифов значительно меньше, но тоже встречаются.
В целом же получится отличная однодневная поездка.
Не заметил, как дочитал? Поставь лайк! Подпишись на канал, если ты еще не со мной, впереди много интересного и полезного.