Предупреждение: незнание детской психологии и физиологии не освобождает от ответственности.
Быть родителем — серьёзный труд, требующий огромного запаса терпения. Из небольшого человечка нужно вырастить полноценного представителя общества, который умеет сам себя содержать, реализовывать свой потенциал и радоваться жизни. Сколько раз вы слышали фразу "А где у нас тут ремень?", когда взрослый человек не смог аргументированно донести правила окружающего мира. Ведь никто не собирается ударить подростка по мягкому месту, когда тот бунтует против старших, не убирает в комнате, грубит. Чаще всего именно малыши подвержены наказанию.
На детской площадке маленькая годовалая девочка полезла в грязную часть клумбы потрогать землю. Мама тут же шлёпнув её пару раз, начала доставать влажные салфетки, чтобы вытереть руки малышке. Разве ребёнок в этом возрасте готов понять причинно-следственную связь? Почему нельзя трогать землю, а качелю — можно. Или двухлетний мальчик, заболевший после очередного пребывания в детском саду, за столом начинает отталкивать от себя тарелку с кашей. Каша разлетается по столу и полу, а раздражённая мать решает его отшлёпать. Сможет ли этот мальчик понять, что такое наказание?
Дети — удивительные существа, так непохожие на взрослых. Они умеют радоваться искренне всему, что видят вокруг. Для них бардак в комнате не является беспорядком, ведь все вещи участвуют в их игре. Нынешнее подрастающее поколение совсем не такие, как раньше: они умеют задавать неудобные вопросы, не желают повиноваться правилу "потому что надо", часто не понимают, зачем нужно выполнять чужие требования.
Стоит прочитать книгу Максима Горького "Детство", где к детям применяли серьёзное наказание розгами, избивая их до полуобморочного состояния за шалости, которым их подучили взрослые же родственники. Физическая расправа ничего общего не имеет со строгостью и дисциплиной, это лишь свидетельство неудачи взрослого родителя, не знающего других способов, не владеющего своим эмоциональным состоянием. Битьё никому на пользу не пошло. Нормальными люди выросли, но психологу есть что рассказать.
"Назло" ребёнок не может сделать, пока ему не исполнится 6-7 лет. Ещё не созрели те участки головного мозга, которые отвечают за взгляд на ситуацию со стороны, чтобы вызвать определённую реакцию. Например, тот двухлетний мальчик толкает тарелку, роняет еду не для того, чтобы мама закричала, разозлилась, расстроилась, начала убирать, а просто он не может справиться со своим эмоциональным состоянием, вызванным плохим самочувствием.
Самый сложный для родителей именно 2-3летний возраст, когда малыш учится конфликтовать, начинает испытывать множество разных чувств. А что взрослый? Сам проваливается в детское состояние и не сохраняет психическое равновесие, особенно, когда личные детские травмы с рождением собственного дитя, начинают ярко возникать в обычной семейной жизни.
Ответ на вопрос "Бить или не бить?" очевиден — "не бить". Физическое насилие порождает страх и агрессию, а мы желаем детям самого лучшего. Стоит почитать книги и статьи про возрастную психологию, детские кризисы. Найти способы разрядки своего состояния не на собственном ребёнке. Поделитесь в комментариях своими любимыми авторами по детской психологии. Благодарю за внимание!