Найти тему
2,9K подписчиков

Великий Пост. УСТАВ святого Василия Великого

Иноческая пища, - воздержание, - постничество

Из видов пищи упоминается в правилах: хлеб, вода, елей, рыба, зелень, варево из семян (Уст.25).

Иноческая пища, - воздержание, - постничество

Из видов пищи упоминается в правилах: хлеб, вода, елей, рыба, зелень, варево из семян (Уст.25). И вином гнушаться не нужно, если принимают его для врачевания и не используют без нужды. Вообще же полагается пища здоровая, но дешевая и без особых хлопот приобретаемая в том месте, где подвизаются иноки...

Очевидно, что иноческая пища постная и преимущественно растительная. Но 18-е правило из Пространных повелевает вкушать все предлагаемое. Это, вероятно, во время отлучек из обители в мирских домах... "Должны мы, когда представится случай, ко всему прикасаться, чтобы показать смотрящим, что вся чиста чистым (Тит.1,15), что всякое создание Божие добро, со благодарением приемлемо: освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим.4, 4. 5).

Впрочем и в этом случае надо иметь воздержание, избегая вредного пресыщения, а от того, что служит к удовольствию, удерживаться... Воздержанием прогоняются и демоны, как научил нас сам Господь, что этот род не побеждается, как только молитвою и постом (Мф. 17,21)... В одном из предварительных слов пишется: "самым лучшим пределом и правилом воздержания пусть будет следующее: не иметь целью - ни нежить плоть, ни поступать с ней жестоко, но избегать неумеренности в том и другом, чтобы плоть, утучнев, не мятежничала, и изнуренная до болезненного состояния, не лишилась сил к исполнению заповедей. Поэтому употребление пищи пусть будет соразмеренно потребностям, а не прихотям подвизающихся ... Воздержание делает заметным постящегося при самой с ним встрече. Ибо как борца отличают полнота и доброцветность тела, так сухость тела и бледность, происходящие от воздержания, доказывают о христианине, что он действительно подвизается в заповедях Христовых, в немощи тела переборяя своего врага, и являя силу в подвигах благочестия, по сказанному: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12,10)..."

Почему иноческая жизнь называется постническою? Пост и при таком строгом воздержании был еще дополнительный. Он был двух видов: один был общий для всех братий, по Уставу церкви (среда, пятница, большие посты), когда все постились; другой - частный, какой иные предпринимали особо от прочих братий и постоянно держали себя строже других. Что касается до особого пощения, какое держат иные строже братий, то правила не запрещают его, если позволяет настоятель. Неумеренное же особое пощение, простираемое до того, что не остается сил исполнять послушания, совершенно осуждается...

Против этого неумеренного пощения преимущественно направлена 4-я глава подвижнических уставов, где по указании воздержания и определены его меры, чтобы оно было не выше и не ниже сил: "подвижнику надо быть свободным от всякого надмения, и, идя путем, истинно средним и царским, ни мало не уклоняться ни в ту, ни в другую сторону, - не любить неги и не приводить тела в бессилие. Ибо если бы хорошо было изнемогать телом и лежать дышащим мертвецом, то, конечно, Бог в начале устроил бы нас такими. Если не так сотворил, то, конечно, что признал хорошим, то и сделал. А если такими произвел нас, какими хорошо было произвести, то грешат те, которые хорошо сотворенного не хранят сколько могут".