Найти тему

Оформляем решение второй части ЕГЭ и ОГЭ по математике

Оглавление

Приближается весна, а вместе с ней и пора экзаменов. Чтобы помочь ученику подготовиться, учителю нужно научить его не только правильно решать задания, но и верно оформлять их решения. Чтобы успешно справиться с поставленной задачей, стоит обратить внимание на несколько моментов.

ОДЗ или «учтем ограничения»

Один из самых волнующих вопросов – «нужно ли писать область допустимых значений (ОДЗ)?» Нет четких правил о том, что слово ОДЗ нужно писать, но его определённо можно писать. Однако, используя данную аббревиатуру, важно помнить, что ученик должен внести в ОДЗ всё, что туда должно попасть: подкоренные выражения, подлогарифмические выражения, выражения из знаменателей и другие всевозможные ограничения.

Если при наличии слова ОДЗ туда будет включено не всё, то эксперт вправе поставить 0 баллов и не проверять решение дальше
-2

Если ученик опасается, что может что-то не учесть, то вместо слова ОДЗ, он может писать фразу «учтем ограничения» или пользоваться равносильными переходами, т.е. вместо уравнения или неравенства писать равносильные им системы. Однако у второго способа есть один минус: системы могут быть большими и каждый раз при решении хотя бы одного уравнения из них, ученику придется переписывать всю систему. Это может занять много времени.

-3

Дано и чертеж

При оформлении решения геометрических задач, не забывайте напоминать ученику о том, что сначала ему необходимо записать все, что было дано в условии задания и что нужно найти или доказать, а затем составить чертеж. При составлении чертежа, не стоит экономить место. Иначе ученик рискует допустить ошибку по невнимательности. Также важно следить, чтобы все элементы выглядели соответствующе свойствам.

Например, высота, которая должна быть перпендикулярна, не должна быть похожа на биссектрису, которая делит угол пополам.
-4

Математическая модель

Приступая к оформлению решения текстовых задач, следите за тем, как ученик составил математическую модель и насколько точно она отражает суть условия задания. Математическая модель необходима для систематизации и упрощения материала условия, прописанного в формате текста. Нередкими бывали случаи, когда после составления грамотной математической модели ученик обнаруживал ход решения задачи. Представить условие текстовой задачи можно в виде схемы, чертежа или таблицы.

-5

Масштаб и внешний вид графика

Составляя график функции, важно правильно подобрать масштаб осей абсцисс и ординат. Здесь, подобно геометрии, важно не скупиться на пространство и выделить под график не менее трети листа бумаги. Также хотим обратить ваше внимание на то, что ученик может выбрать разный масштаб осей Х и У, если это уместно при решении конкретной задачи. Например, для оси Х одна клетка может равняться единице, но для оси У такая же клетка может означать пять единиц.

Оформляя графики функции, помимо выбора масштаба, важно не забыть его указать. Отсутствие единичного отрезка, а также направляющих осей, их подписей и наименований функций рассчитывается, как неверно оформленная работа и может быть оценена в 0 баллов.

-6

Форма ответа

Важно научить ученика внимательно следить за формой ответа. Особо часто допускаются ошибки в денежных единицах и в единицах измерения. Например, если в условии сказано укажите количество человек, то нужно прописать число в полном формате, а не в сокращенном. Ответ «120 000 человек» будет считаться верным, а ответ «120 тыс. человек» – не зачтут. При этом, если в условии наоборот просят указать «сколько тысяч человек», то тогда ответ «120 тыс. человек» будет верным, а «120 000 человек» окажется неправильным.

-7

Почерк

Также стоит учитывать при оформлении заданий второй части почерк. Всегда обращайте внимание ученика на то, как он пишет. Нередкими бывали случаи, когда, например, нуль выглядел, как число шесть и это порождало волну вычислительных ошибок и потерю баллов. Поэтому за почерком нужно следить даже при работе с черновыми материалами.

#математикаЕГЭ #математикаОГЭ #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование