В связи с выходом на экраны телесериала посвящённому творчеству и жизни группы “Король и шут”, чему я был несколько озадачен, я решил освежить в памяти моё знакомство с данным коллективом. Для начала напишу почему я всё-таки был озадачен или скорее удивлён выбором группы для создания байопика.
Я просто не могу понять каков был мотив для этого выбора, кроме того, что “КиШ” в середине нулевых был невероятно популярной группой среди широкой массы слушателей, которые теперь мальца подросли и обзавелись собственным кошельком и самое главное нагуляли условный жирок ностальгии, чтобы оплатить все старания киношников, которые вернули им сопливую юность.
Впрочем, я как-то, наверное, зло начинаю, а никакого негативного отношения у меня к этому коллективу нет. Просто мне кажется, что на нашей рок-сцене достаточно более очевидных клиентов для того, чтобы про них сняли подобные сериалы.
Впрочем, стоит и мне, наверное, включить машину времени и скататься назад в прошлое, в тот момент, когда я впервые столкнулся с коллективом “Король и Шут”. Точный год я так и не смог вспомнить. Однако сейчас просматривая их дискографию могу сделать вывод, что это было где-то году эдак в 1998, поскольку абсолютно точно помню, что первый альбом “Короля и Шута”, который я услышал - это был “Акустический альбом”. Помню кассету мне принёс кореш со словами: - мне тут кассету дали, послушай, ты такого раньше не слышал.
Нужно, наверное, описать мой кругозор и кругозор моих товарищей, поскольку мы были все плотно взаимосвязаны между собой, соответственно и музыкальное пространство между нами всегда было плюс-минус общее. Главной группой вообще было “Кино” и равных этому явлению в моём тогдашнем музыкальном мироощущении, конечно, не было. Плюсом я понемногу погружался в таинственный мир советской рок-музыки, которую я открывал для себя через серию кассет “Легенды русского рока”.
Первым и единственным панк-коллективом для меня был “Сектор газа”. Кореша мои рубились тоже по “Сектору”, ну и по “Красной плесени”, плюс кучи всякой всячины тех времён из зарубежных исполнителей, которые денно и нощно крутили по MTV: “Off Spring”, “Limp Bizkit”, “Bloodhound Gang”. Ещё мой кореш любил, да и сейчас тащится, от блатного исполнителя Петлюры, того, который Юрий Барабаш.
И вот у меня в руках “Акустический альбом” абсолютно неизвестной мне группы. Я честно прослушал этот альбом и совершенно в него не въехал. Манера подачи и какие-то детские тексты, про сказочных персонажей… Надо понимать, я пытался освоить тексты Виктора Цоя, Майка Науменко и понемногу подбирался к Гребенщикову и тут какие-то сказки. Нет, не зашло, более того мне это напомнило чем-то стёбные и концептуальные альбомы “Красной плесени”.
Кореш на следующий день спросил: - Ну как? По его поведению я понял, что ему то это всё зашло. Я честно сказал, что “Краснуха” лучше, смешнее. Он как-то пожал плечами и спросил, а причём тут “Краснуха”, ты тексты-то слышал? Надо понимать, что на “Акустическом альбоме” были такие шлягеры коллектива как: “Прыгну со скалы”, “Кукла колдуна”, “Песня мушкетёров”, “Ведьма и осёл” и “Мотоцикл”. Но нет ребята, тогда я был всецело поглощён группой “Кино” и после их текстов воспринимать “Прыгну со скалы” мне было сложновато.
Прошло несколько лет и году в двухтысячном, как-то повсеместно “Король и Шут” начал заполнять пространство вокруг меня. Кореш мой к тому времени подогнал мне разом на прослушку все имеющиеся, на тот момент, альбомы коллектива: “Камнем по голове”, “Король и Шут” и позже вышедший “Герои и злодеи”. Среди моих школьных товарищей так же стало частенько проскальзывать название данной группы и названия альбомов, да и в теле и радио эфирах стали появляться их песни.
В частности, по MTV частенько крутили клип на песню “Ели мясо мужики”. К тому времени я, надо сказать, уже поднаелся группой “Кино” прослушав её вдоль и поперёк, а вышедшие в 2000 году уродские “Кинопробы” меня окончательно добили - на несколько лет я расстался с темой творчества Виктора Цоя.
В тот же год я послушал альбом “Восставший из ада” “Сектора Газа” и с сожалением узнал, что он последний в творчестве самобытного коллектива из Воронежа, поскольку Юра Хой умер. И я открылся новым звукам, новым текстам, на некоторое время мы с моими товарищами по-хорошему подсели на тему “Короля и Шута”. Я не готов судить строго, но мне кажется это было всё до всеобщего помешательства на данном коллективе, когда каждый ПТУшник слушал “КиШ”. Всё-таки это была первая волна их популярности в России ещё не такая большая, подобная цунами, которая через пару лет накроет всех подростков, не слушающих “Руки вверх” и “Hi-Fi” с головой.
Я тогда на самом деле проникся их текстами, с это всякой мистикой и страшными сказками. Только в музыку я всё равно не особо врубался, просто слушал тексты. Опять же, почему мне они в первый раз напомнили “Красную плесень”? Исключительно из-за прикольных текстов в отрыве от музыкального содержания. Я помню, как мне один парень в школе сказал, что “Король и Шут” — это поп-панк и я покрутил пальцем у виска, ну поп я опустил, а вот панк у меня с “Королём и Шутом” явно не вязался. Для меня панком был “Сектор газа”, ну на худой конец “Красная плесень”, только-только в ротации “Нашего радио” начали появляться панк коллективы: “Тараканы” и “Наив”, в первый раз где-то в тоже время я услышал одиозную группу “Пурген”, а тут мне заявляют, что вот эти сказки, типа, панк-рок. Тогда ещё я конечно не слышал о таком направлении как хоррор-панк и группе “Misfits”.
Стыдно сказать, но я поначалу даже не понимал, что в “КиШ” поют два человека. Опять же кореш мне как-то начал про Князя из “Короля и Шута” задвигать, а я такой типа, постой, какой Князь, там разве не Горшок поёт? Ну кореш тоже видимо покрутил пальцем у виска. Так я вообще узнал, что там двое вокалистов.
В общем лето прошло и прошла как-то любовь к данному коллективу. Постепенно она стала сходить на нет. Венцом моего увлечения “Королём и Шутом” - это была компиляция лучших хитов группы, на тот период, сборник “Собрание”. Отслушав его хорошенько вдоль и поперёк, я распрощался с “КиШ” раз и навсегда. Я окунулся в новые для себя глубины, теперь уже зарубежной рок-музыки прошлых лет. Начал слушать всё - от классического рок-н-ролла до харда, хэви и новой волны. Так что “Король и шут” остался далеко на периферии моего музыкального мира.
Далее последовала какая-то сумасшедшая волна этого безумия под названием “Король и Шут”. Из каждых щелей звучал этот “Проклятый старый дом”. В школе все, даже самые отсталые в плане музыке стали тащиться по “Королю и шуту”, стали таскать шарфы и футболки с изображением шута.
Я, как уже сказал, был бесконечно далёк от этого всего помешательства и смотрел на него со стороны и немного с иронией. Тем более, что вскоре я всецело заболел “Гражданской обороной” и Егором Летовым, и вот там уже не было никакого места сказкам “Короля и Шута”.
Далее я слышал о жизни и творчестве коллектива только из эфиров “Нашего радио”. Некоторые песни звучавшие в ротации радиостанции мне нравились, некоторые вызывали равнодушие, некоторые не нравились. В общем - мне было как-то пофиг, ни одна композиция, прозвучавшая по радио, не заставила меня купить ни один их альбом после “Собрания”, который надо сказать так и остался единственной купленной мной кассетой данного коллектива. Кореш мой, который мне когда-то и открыл данную группу чуть подольше задержался на их творчестве. Насколько я помню интерес у него пропал на альбоме “Бунт на корабле”. Далее, насколько мне известно, он вообще прекратил слушать “КиШ”.
Где-то в районе 2009 года я перестал слушать эфиры “Нашего радио” и совершенно выпал из инфополя современного русского рока. Соответственно и о группе “Король и Шут” я тоже слышать перестал, но как я понял, и волна их популярности спала, превратившись в небольшую речушку, исключительно для избранных. О смерти Горшка я прочитал в интернете, конечно для меня это было неожиданно, немного оглушило хоть я и на некоторое время вообще забыл об этой группе. Тогда же я с удивлением узнал, что группа уже, как, несколько лет распалась и Князь выступает сольно.
Я посмотрел две серии кинопродукции под названием “Король и Шут”, но как-то меня не захлестнула ностальгия, всё-таки не совсем до конца я, наверное, проникся когда-то любовью к данному коллективу. Наверное, не въехал в эти сказки аля Гоголь и Лавкрафт. Тем не менее в моей меломанской и реальной жизни данный коллектив оставил свой отпечаток. Где-то года полтора-два я был в их распоряжении. Пусть и весьма условно.