Найти тему
Мел

Демоны Михаила Врубеля: история художника, его поисков и душевного расстройства

Оглавление

17 марта — день рождения Михаила Врубеля. Он написал сказочные и романтичные картины «Царевна-Лебедь», «Сирень», «Принцесса Грёза». Но вместе с тем художник был одержим трагическими образами ангелов, пророков и демонов. Рассказываем, как Врубель всю жизнь боролся с собственными демонами и цеплялся за образ спасителя — ангела.

«При поступлении в клинику крайне возбужден, мания величия, считает себя императором, требует только шампанское, склеивает из бумаги платки. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб. Эротичен. Беспокоен. Пациент раздирает на себе одежду и нижнее белье». Это заключение психиатра Владимира Бехтерева о его знаменитом пациенте — Михаиле Врубеле.

Один из самых мрачных художников, который рисовал ангелов и демонов, внешне похожих друг на друга, почти всю жизнь страдал тяжелой депрессией.

Незадолго до своей кончины Врубель говорит: «Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив».

Зимой 1910 года он долго стоит перед открытой форточкой своей палаты в психиатрической клинике, простужается — и воспаление легких быстро переходит в чахотку. Накануне кончины Врубель приводит себя в порядок и говорит санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день его гроб ставят в Академии художеств.

«Молодая уныло-задумчивая фигура»

«Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а „демоническое“ — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — делится Врубель в письме сестре.

   Михаил Врубель за работой. 1898 год. Фото: Wikimedia Commons / Public domain
Михаил Врубель за работой. 1898 год. Фото: Wikimedia Commons / Public domain

Для художника демон — не «черт» (по-гречески — «рогатый»), не «дьявол» («клеветник»), а «дух» (буквальный перевод слова «демон» с греческого) — мечущаяся душа, не находящая пристанища ни на небе, ни на земле. «Демоны» — визитная карточка Врубеля, портрет его собственных чувств, тяжелых мыслей, практически лицо депрессии. Выходить из нее художник пытался через искусство, находя, помимо демонических, ангельские и пророческие образы.

«Страшный суд» и шрамы на груди

Отец Врубеля был военным, его фамилия произошла от польского слова «воробей». Мама умерла, когда мальчику было три года. Ребенок рос тихим и замкнутым, любил слушать музыку. В 5 лет он увидел на выставке копию фрески Микеланджело «Страшный суд» и был восхищен. Монументальная композиция со зловещим религиозным сюжетом поразила мальчика. Придя домой, он перерисовал по памяти все детали фрески.

Уже к 10 годам Врубель рисует постоянно и очень много. Правда, иногда другие виды искусства увлекают его больше, чем живопись. Во время учебы в гимназии он жалуется, что хотел прочитать «Фауста» Гёте в оригинале и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого ему было нужно писать копию «Заката на море» Айвазовского.

Врубель получил высшее юридическое образование в Петербурге, но художественного образования не имел: на последнем курсе историк и критик Адриан Прахов приглашает его работать над росписью соборов в Киеве, Врубель соглашается.

   Михаил Врубель. Надгробный плач (второй вариант). 1887 год
Михаил Врубель. Надгробный плач (второй вариант). 1887 год

Там он проникается древнерусскими фресками и становится «соавтором» иконописцев XII века, расписывая Кирилловскую церковь и реставрируя купол Софийского собора. А еще безответно влюбляется в жену Прахова Эмилию. Затем он едет вдохновляться старинными росписями в Равенну и Венецию. Но по возвращении снова приходит в дом Праховых, добавляет на картину лика Богородицы черты Эмилии и оставляет на своей груди шрамы ножом, чтобы заглушить душевную боль от неразделенной любви.

   Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем. 1885 год
Михаил Врубель. Богоматерь с младенцем. 1885 год

«Ни теплого одеяла, ни теплого пальто»

Одновременно с росписью соборов Врубель начинает размышлять над образом демона. Художник Валентин Серов вспоминает, как в 1885 году он увидел первое изображение падшего ангела на фоне гор с «удивительно сложным узором, похожим на угасший кратер или пейзаж на луне», выполненное только черным и белым цветом: белилами и сажей.

Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Врубель-старший ужаснулся обстановке, в которой жил сын: «ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем».

«Демон» отцу тоже не нравится, и художник уничтожает набросок

В 1889 году Врубель снова возвращается к этому образу уже в Москве и через год заканчивает свое полотно «Демон сидящий» — создает ту самую «уныло-задумчивую фигуру» с мрачным лицом, упирающимся в верхний край картины.

У Демона нет крыльев, но художник оставляет на полотне их мираж в виде мозаичной абстракции, похожей на каменные цветы или облака (дань методу Чистякова, который учил молодого Врубеля раскладывать предметы на грани). «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый», — пишет Врубель своему отцу.

   Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 год
Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 год

«Грубость, уродливость, карикатурность и нелепость»

Через год Врубелю предлагают сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова — и он приступает к разработке образа демона. Художник рисует пять больших и 13 малых иллюстраций черной акварелью. Падший ангел сочетает в себе и мужские, и женские черты, у него густая копна черных волос и большие печальные глаза. Однако в прессе иллюстрации нещадно критикуют за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».

В Москве Врубель создает свою собственную сказочную вселенную: с русалками, птицами-сиринами, былинными героями и принцессами-грезами — в самых разных техниках, включая керамику, фрески, витражи. Но в 1894 году он снова возвращается к «Демону» — в образе скульптуры и с испуганным страдающим выражением.

   Михаил Врубель. Голова демона. 1894 год. Фото: РИА Новости
Михаил Врубель. Голова демона. 1894 год. Фото: РИА Новости

Художника в тот момент мучили головные боли, слабость, апатия. Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга. Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение.

Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку».

С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным».

«Лицо Демона становилось все страшнее и страшнее»

«Каждое утро, до двенадцати, публика могла видеть, как Врубель „дописывал“ свою картину. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным».

У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается.

Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка». Но работа над «Демоном» не заканчивается, Врубель никак не переходит к его глазам — их он всегда пишет последними. «Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота», — вспоминает сестра жены Врубеля — Екатерина Ге.

   Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902 год
Михаил Врубель. Демон поверженный. 1902 год

Спустя год в Петербурге выставляется «Демон поверженный» — худая бледная фигура, лежащая на скалах посреди павлиньих перьев. Но даже во время выставки каждый день до открытия Врубель подходит и дорисовывает картину, меняя фон, позу, лицо падшего ангела. «Демон летящий» же так и остался незаконченным.

   Михаил Врубель. Демон летящий. 1899 год
Михаил Врубель. Демон летящий. 1899 год

После выставки Врубель становится крайне возбужденным, практически перестает спать. Близкие отводят его к знаменитому психиатру Владимиру Бехтереву. Тот ставит неутешительный диагноз — «неизлечимый прогрессивный паралич» (третичный сифилис). В апреле 1902 года с симптомами острого психического расстройства художника госпитализируют. Состояние Врубеля настолько тяжелое, что в клинику к нему не пускают жену и сестру.

«Воробьи чирикают мне — чуть жив, чуть жив»

В феврале 1903 года Врубеля выписывают, но вскоре умирает его двухлетний сын, и художнику снова становится хуже. Его снова помещают в больницу, он морит себя голодом, видит галлюцинации и бесконечно переписывает новое лицо — портрет шестикрылого Азраила, который являлся пушкинскому Пророку, постепенно тоже приобретает черты Демона.

   Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904 год
Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904 год

Летом 1904 года художнику становится лучше, его переводят в клинику психиатра Федора Усольского. Там он рисует граненую «Розу в стакане» и несколько портретов своего врача. Если на обороте одного из них он пишет горькое: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», то другой рисунок подписывает: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля».

Художник прерывает лечение, едет с женой в Петербург и участвует в выставке с причудливой «Жемчужиной», на создание которой его вдохновила подаренная перламутровая табакерка. Но в начале 1905 года симптомы болезни возвращаются, Врубеля мучают звуковые галлюцинации. Усольцев снова забирает пациента в клинику, там Врубель пишет набросок «Видения пророка Иезекииля» — ветхозаветного персонажа, который, согласно Священному Писанию, увидел Божью славу, воплощенную в колеснице с четырьмя крылатыми существами. На полотне Врубеля видны лишь очертания ангелов и самого пророка.

   Михаил Врубель. Видение пророка Иезекииля. 1906 год
Михаил Врубель. Видение пророка Иезекииля. 1906 год

В начале 1906 года у художника стремительно падает зрение — через несколько месяцев он фактически слепнет, успев написать только поэта-символиста Валерия Брюсова. Последние годы жизни Врубель проводит в собственных галлюцинациях, не узнает друзей, отказывается от животной пищи.

На похоронах художника поэт Александр Блок говорит: «Он оставил нам своих Демонов как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

В подготовке материала участвовала стажерка «Мела» Василиса Осипова. Фото на обложке: Михаил Врубель