🌒🔬 Луна – это единственный естественный спутник Земли, который без сомнения, представляет значительный научный и экономический интерес у многих государств. Луна обладает значительными запасами разных ресурсов, начиная от значительных запасов воды в ледяной форме и металлов таких как, например, железо, алюминий, титан и заканчивая широко разрекламированным потенциальным источником для возможных термоядерных двигателей изотопом гелий-3. Поэтому неудивительно, что в последние годы возобновились дискуссии о правом статусе поверхности Луны и политических последствиях их присвоения.
📋Существуют несколько документов ООН по этой тематике, которые были созданы еще на заре космической эры и попытались урегулировать данную проблему.
📋 Договор о космосе 1967 года постулирует:
1) использование ресурсов во благо всего человечества
2) свободу доступа к любому участка небесного тела
3) свободу научных исследований на нем
4) запрет на национальное присвоение какого-либо участка небесного тела
📋 Соглашение о Луне 1979 года гласит:
1) Луна – собственность всего человечества
2) запрещается провозглашение суверенитета или юрисдикции какого-либо государства на Луне
3) размещение на поверхности Луны какого-либо оборудования, персонала, установок, станций и сооружений не создает право собственности на поверхность или недра Луны
4) государства-участники должны установить международный режим для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда подобная станет возможной
5) положения этого соглашения распространяются на другие небесные тела Солнечной системы, кроме Земли
🌏🛸Эти два основополагающих документа должны были, по мнению их создателей, сделать освоение космического пространства в целом и Луны в частности достоянием и гордостью всего человечества. Однако как это часто в подобных случаях бывает на ситуацию в космосе сильно влияет политическая ситуация на Земле. На хронологии подобных событий мы сейчас подробнее и остановимся.
🇺🇸 🚀 Первым серьезным ударом по целостности положений этих двух документов стали действия США. В 2015 году Конгресс США принял закон о конкурентоспособности в области коммерческих космических запусков, согласно которому граждане и организации США наделялись правом владеть, присваивать, перевозить, использовать и продавать космические ресурсы. При этом под космическими ресурсами понимались абиотические ресурсы космических тел in situ (т.е. в месте их нахождения), прежде всего, вода и минеральные ресурсы. Но вопросы об орбитах, радиочастотах, точках Лагранжа и других подобных «ресурсов» не рассматривался в данном законе.
💥 Основным аргументом на претензии со стороны других государств стала ссылка на статью 6 Договора о космосе 1967 года, а именно на положение об обеспечении разрешительного режима национальной космической деятельности. При этом делается отдельный акцент на том, что положения Договора о космосе не распространяются на частные компании под юрисдикцией того или иного государства.
🇱🇺👨🚀 В 2017 году Люксембург принимает закон об исследовании и использовании космических ресурсов, который также создает правовой статус добычи и использования природных ресурсов частными компаниями. В этой связи любопытен тот факт, что Люксембург активно сотрудничает с американскими частными компаниями такими как, например, Blue Origin и SpaceX.
🇦🇪🔬 В 2019 году уже ОАЭ принимает закон о регулировании космического сектора, который также затрагивает вопросы правового статуса научных исследований небесных тел и использования их ресурсов. Совет министров ОАЭ имеет право формулировать условия выдачи разрешений на использование ресурсов небесных тел, в том числе и права на их переработку, транспортировку и условия хранения, также торговлю ими.
🇺🇸🛰Наконец, в 2020 году Президент США Дональд Трамп подписывает нашумевший президентский указ «О поощрении международной поддержки разведки, добычи и использования космических ресурсов». В самом указе, а также в сопровождающем его информационном бюллетене подчеркиваются следующие положения:
1) США придерживаются Договора о космосе 1967 года, но отказываются его рассматривать как общее достояние;
2) США не участвуют в Соглашении о Луне 1979 года и отказываются рассматривать его как обязательное для не участников;
3) Сотрудничество с частными компаниями, занимающиеся добычей природных ресурсов в космосе объявляется необходимостью;
4) Международно-правовой режим добычи и использования ресурсов имеет «неопределенный» статус;
5) Госсекретарь США уполномочен заключать двусторонние и многосторонние соглашения, вырабатывать совместные заявления с государствами или частными компаниями для международной поддержки в сфере добычи и использования ресурсов в космосе.
👨🚀🌍Развитием этих положений стало подписание в том же году соглашений «Артемида» между США, Австралией, Италией, Канадой, Великобританией, Японией, Люксембургом и ОАЭ, которые стали отражением политики последних лет. Россия и Китай, в свою очередь, отказались от сотрудничества в рамках «Артемиды». Соглашения предполагают:
1) Приверженность Договору о космосе 1967 года и поиску на многосторонней основе консенсуса по исследованию и использованию космических ресурсов и разработка международно-правовых норм на основе практического опыта этого Соглашения
2) Использование самих космических природных ресурсов согласно Договору о космосе 1967 года, т.е. отказ о провозглашения суверенитета над какой-либо территорией и уведомления Генерального секретаря ООН о планах по любой деятельности, связанной с добычей и использованием природных ресурсов.
3) Подчеркивается мирный и открытый характер сотрудничества; готовность оказать помощь в чрезвычайных ситуациях, защита космического наследия и самого космоса от загрязнения космическим мусора; регулирование вопроса о регистрации космических объектов и о публикации и защите научных данных.
4) Потенциальные конфликтные ситуации должны регулироваться согласно Договору о космосе 1967 года. При этом подчеркивается, что стороны будут избегать потенциальных вредоносных помех космической деятельности других субъектов посредством создания специальных «зон безопасности» и взаимных уведомлениях о проводящийся деятельности.
🇷🇺🇨🇳🚀🌒 Россия и Китай неоднократно выступали с критикой действия разных держав по изменению трактовок основополагающих положений основных договоров и соглашений по космосу. В частности, Россия на 56 сессии юридического подкомитета Комитета ООН по космосу попросила дать четкую трактовку предмета потенциального регулирования, что повлекло бы за собой привлечение к обсуждению данной проблематике научно-технического подкомитета Комитета ООН по космосу. Тем не менее, это мало повлияло на ход событий. А Россия и Китай в ответ на Соглашения «Артемида» планируют развивать собственную двустороннюю лунную программу.
📋💥 Важно отметить и то, что, во-первых, до сих пор отсутствует закрепленное юридически согласно Соглашению о Луне 1979 года подтверждение, что существует техническая возможность добычи природных ресурсов. При этом уже существуют условия для созыва конференции, которая рассмотрела бы более детально нынешнюю деятельность субъектов в космосе. Во-вторых, отрицание некоторых базовых соглашений и их положений создает потенциальные лазейки, что приведут к конфликтным ситуациям. Каков будет статус американских частных космических объектов и их персонал в условиях, когда на официальном уровне отрицается Соглашение о Луне 1979 года? Не приведут ли созданные частными компаниями «зоны безопасности» к их де-факто национальному закреплению и спорам между государствами о принадлежности ресурсов таких зон? В-третьих, какова будет юридическая реакция со стороны других государств на такую «гибкую» позицию со стороны участников Соглашений «Артемида»? Приведет ли это к пересмотру ими основополагающих договоров и национализации космических объектов и космического пространства?
🌌💫 Все это – проблемные точки нынешней политико-правовой ситуации вокруг ресурсов космических тел. Решение их на данном этапе представляется практически невыполнимой задачей. Тем не менее, всем государства мира, для того, чтобы избежать потенциальных конфликтных ситуаций и дробления космоса на секторам, предстоит серьезная работа как на межправительственной, так и на национальной основе для выработки новых юридических норм.