Случайно вышло, что моё знакомство с маркетплейсами началось с Озона. Долгое время он для меня был единственной площадкой, потом подключился Яндекс маркет.
Вайлдберриз я тогда воспринимала как какого-то аутсайдера. Неудобные фильтры, отсутствие общих стандартов у продавцов, нет нормальной курьерской доставки, всё какое-то не такое.
Каково же было моё удивление, когда я узнала, что именно Вайлдберриз является крупнейшим маркетплейсом России, что означает, что большую часть покупок люди делают именно там. "Хм, странно, а почему, он же неудобный?" - думала я тогда.
При этом моя мама была ярой поклонницей ВБ. Именно благодаря ней я стала как-то присматриваться к Ягодкам.
Заметила, что зачастую цены там действительно были ниже, чем на Озоне или ЯМ. При этом ещё один существенный плюс - большой выбор одежды и обуви. У Озона с Яндексом в этом плане всё плохо. Вещей очень мало, цены выше. Т.е даже несмотря на то, что процесс выбора вещи на ВБ мне не нравился, когда заходила речь о покупке одежды, пользоваться данной площадкой приходилось.
С Ламодой (маркетплейс одежды и обуви) у меня как-то не срослось. То размера нет, то не нравится ничего, то очень дорого.
А потом началось....
Сначала начали говорить о том, что вернуть бракованную вещь в ВБ стало проблематично - многие возвраты не одобряются. И доказать что-то очень сложно.
Потом пошла волна возмущений из-за подделок на маркетплейсе, т.к продавцов никто не контролирует.
На этом этапе я отказалась от покупки в Вайлдберриз того, в чём можно накосячить. Т.е, конечно, накосячить можно во всём)) Но, например, мама как-то заказывала там таблетки для посудомойки - ей прислали оригинальную запечатанную коробку, в которой лежали совершенно другие таблетки. Которых у этого производителя просто нет в линейке. Это было мошенничество со стороны продавца. Выбросили 1500р.
А риска в заказе детской книжки или каких-нибудь наклеек куда меньше - их никто подделывать не будет. Примерно такие вещи я ещё решалась там заказывать. Но купить те же таблетки или шампунь - нет, спасибо.
А затем грянул скандал номер 1 - платные возвраты.
В принципе понять компанию можно. Люди заказывают 20 вещей, во время примерки их пачкают/рвут, вещи теряют товарный вид. А выкупает человек в итоге 1. Так делать просто неэтично.
Сразу скажу, меня это не коснулось. Как уже писала выше, я в принципе покупала на ВБ мало и осторожно. Поэтому картинка в лк вот такая. У всех вещей, что я заказывала, был бесплатный возврат. Но он не понадобился.
Роспотребнадзор подтвердил, что платный возврат вещи надлежащего качества является законным.
Но ключевое здесь - надлежащего!
А вот взимать плату за возврат бракованной вещи или вообще какой-то другой, которая пришла по ошибке - уже незаконно. Но Вайлдберриз прикрылся своими внутренними распоряжениями, которые вообще-то не могут противоречить закону🤔, и списывал деньги за всё. При этом косячил, присылая покупателям не пойми что, маркетплейс регулярно.
Более того, в Интернете полно историй о том, что в личных кабинетах каким-то магическим образом заказы удваивались или вообще оформлялись сами по себе. И за отказ от выкупа таких вещей с покупателей также списывали деньги. Служба поддержки лишь разводила руками, мол, внутренние правила, ничего не можем сделать.
На платных возвратах Ягодки явно вошли во вкус. Когда один клиент отказывался от вещи из-за ненадлежащего качества, они продолжали её гонять по разным людям. До тех пор, пока кто-нибудь не купит. Это можно было проследить в отзывах.
И ведь часто у вещи действительно находился хозяин. Я сама читала отзывы, где женщины писали, что, сапоги плохие, каблук кривой, клей отходит и т.д, но всё равно они решали оставить их себе. Почему - непонятно.
Зная о такой политике площадки, заказывать там что-либо не хотелось от слова совсем.
Потом добавились какие-то непонятные штрафы для продавцов за неверно указанные габариты.
Потом платные пакеты из-за "заботы о природе" 🤦♀️🤦♀️🤦♀️. Почему нельзя было просто сказать, что в связи со сложной обстановкой в стране мы сокращаем расходы. Для вас 10р за пакет ничего не значат, а компании это позволит сохранить рабочие места для сотрудников. Было бы лучше, по-моему.
Ну и финал - новые правила для владельцев ПВЗ (пункты выдачи заказов), которые делают их работу убыточной.
По новым правилам ПВЗ должен оплачивать до 100% стоимости бракованного, подмененного, испорченного товара. При этом у ПВЗ нет возможности каким-либо образом доказать, что это не их вина, что товар пришёл таким со склада. А платить они обязаны. Кажется, справедливостью здесь и не пахнет.
Вб в одностороннем порядке меняет правила игры, не давая своим партнёрам даже возможности оправдаться. О том, чтобы спросить их мнение по этому вопросу, понятно, и речь не идёт.
Что в этой ситуации возмутительно, так это даже не новые правила, которые можно было бы оправдать ошибкой менеджеров - не продумали. Им показалось, что схема классная, а она нежизнеспособна. Так бывает.
Возмущает отношение, позиция Вайлдберриз.
- Мнение у партнёров не спросили
- Когда те пришли в головной офис, от встречи отказались
- На вопросы СМИ ответили, что к ним вообще непонятно кто приходил, чуть ли не провокаторы от жёлтых тг-каналов
- Госдума (Госдума, блин!!!) организовала встречу для представителей Вайлдберриз и ПВЗ. Вайлдберриз, ха-ха, не пришли
- Спустя время списание штрафов заморозили. Просто молча.
Т.е компания в принципе оказалась не готова хоть к какому-то диалогу. Решать проблему - нееее, зачем? Сделаем вид, что её нет, да и всё!
Никакое животное их поведение не напоминает?
И это всё происходит на фоне открытой продажи каких-то левых бадов, незарегистрированных лекарств, филлеров и липолитиков (это вообще по закону могут покупать только врачи!!! Только в спецмагазинах) и нarkotы. Я даже слово нормально здесь писать боюсь, вдруг что. А они продавать не боятся👍
И плевать на это платформе с высокой колокольни. Бабки ж идут, а чем там народ травится - это не наши проблемы, ага.
*справедливости ради: что должно быть в голове, чтоб вот это всё заказывать на маркетплейсе, а потом в себя колоть - ну, явно не мозги....
Вывод. То, что Вайлдберриз - это супергнилая контора, жаждушая грести бабло, не глядя ни на что - было понятно давно. Просто сейчас они себя показали во всей красе.
Честно признаюсь, напрягает больше всего то, что сейчас часть клиентов от них уйдёт к Озону и Яндексу, и те, почувствовав снижение конкуренции, начнут творить то же самое.
Этичному бизнесу в России крайне тяжело. Построить такую империю как ВБ, придерживаясь хотя бы минимальных принципов морали, видимо, просто невозможно. Поэтому русский крупный бизнес такой: жадный и беспощадный.
А что вы думаете по этому поводу? Продолжите пользоваться Вайлдберриз или присоединитесь к бойкоту?
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Пишите своё мнение в комментариях!