Одноклассницы, даже, если близкими подругами не были - на всю жизнь не чужие. Встретив одну, начинаешь расспрашивать, что о других слышно. И все интересны! Были и мальчики, но девочки ближе. И пиши - рассказывай, хоть о каждой.
Перебирая судьбы своих одноклассниц, я выбрала пятерых - Дину, Лену, Татьяну, Риту и Карину. Почему их - обосновать не могу. Решение памяти. Или, кто там во мне за это дело ответственный?
О Дине я вам рассказала. Сегодня предлагаю историю Лены.
"Школьная" Лена мне не запомнилась совершенно. Сидела на моём ряду, за четвёртой по счёту партой. Вытянутое, бледное лицо. Жиденький хвостик. Не то, чтобы некрасивая. Никакая - будет точнее. Не помню, чтобы Лена с кем-то болтала, смеялась на переменах. Именно про таких говорят "ни рыба, ни мясо."
И вот мы больше не одноклассницы и даже миновало года четыре. Иду домой, мимо школы, в которой когда-то училась, а навстречу Ленка с летней коляской. Сама всё такая же растрёпка, а бутуз замечательный! Помаргивает синими глазками и, с серьёзным видом, леденцового петушка мусолит.
Мы обе друг другу обрадовались. "Как там Таня? Что там с Маней?" - пошла болтовня бывших одноклассниц.
Наконец, я перешла на личность: "А ты сама, вижу тоже успела и замуж выйти, и малыша родить. Как всё складывается?"
Ленка охотно и важно ответила: "Муж с меня пылинки сдувает. Живу у свёкров - лентяйкой."
"Как в такой рай попала? И вообще, столько лет вместе учились, а я о тебе, Лена, не знаю!"
Сынок Елены, от длительной остановки завредничал, и мы пошли тихим шагом. И также неспешно моя бывшая одноклассница рассказывала о себе - мой интерес ей был приятен.
Родители Лены разошлись. Она осталась с мамой - не ласковой женщиной с активной личной жизнью. По выходным часто ночевала "у подруги" и в отпуск уезжала без дочки. Не одну оставляла - в пионерском лагере. Не скучно, но обидно. Взрослела.
Мать в шутку, но с намёком, советовала уже сейчас садиться плести сети для женихов: "При большом везении - для меня, кто-нибудь, да попадётся!"
Лена удивлялась: "Почему для тебя, мама?"
Та хмыкала: "Сплю и вижу пристроить тебя. Может, замуж выйду. В любом случае, совершеннолетие означает для тебя полную самостоятельность."
"Мам, я совсем некрасивая?"
"Не запоминающаяся. Для девушки - хуже не бывает."
Вот такая оригинальная мама выпала Лене. Так что её необщительность и неуверенность были вполне объяснимы. Она не умела быть приятной для сверстников. Подруги возле неё не задерживались, а юноши не обращали внимания. Кроме Вити.
Из благополучной семьи, на пару лет старше, он жил в одном с девушкой доме, в соседнем подъезде. Встречая Лену, Витя всегда говорил: "Привет, Елена. Как дела?" "Здравствуй, Витя. Всё нормально," - бормотала в ответ и спешила уйти.
Просто не знала что делать с вниманием парня, который ей совершенно не нравился. Невысокий, скуластый со взъерошенными волосами. Всё-таки, юный возраст позволял Лене надеяться на кого-то получше. Закончив школу, она поступила в химико - технологический техникум.
Вечером училась, днём разносила почту. А Виктор, закончив ГПТУ, отправился в армию. И вдруг Елена получила письмо от солдата. Содержание обожгло девичье сердце. Неожиданно красивым почерком, Виктор писал о своей давней любви к Лене - самой прекрасной девушке на свете.
Пока думала, что ответить, в ящике оказалось второе послание, наполненное стихами. Переписка девушку затянула. Без весточек от Вити она, кажется, не смогла бы жить. Как-то, не получая письма около месяца, обеспокоенная Лена заявилась к матери Виктора.
Вера Кузьминична встретила её очень приветливо. Сказала:
"Молодец, что пришла! Для нас с мужем не секрет, что сын тебя, Леночка, любит. Дождёшься - станешь женой хорошего мужа. А мы вам будем поддержкой. И не переживай - письмо скоро придёт. Солдатская служба не курорт, сама понимаешь."
С видом заговорщицы, мать распахнула дверь комнаты сына. На стене, над кроватью, Лена увидела свою фотографию в рамке.
"Откуда, Вера Кузьминична?!"
"Поймал момент и снял тебя своей "мыльницей." Ты ещё в школе училась. Форма тебе очень к лицу, особенно с белым фартуком. Милая скромность."
С этого дня Лена считала себя Витиной невестой. Часто к его матери забегала. Добрая женщина связала ей модную кофту с рукавами "летучая мышь" и часто подарками баловала - то духи, то отрез на платье с адресом знакомой портнихи.
Мать Лене сказала: "Дура будешь, если Витьку упустишь. Квартира трёхкомнатная. Родители хорошо зарабатывают. И сам парень при специальности. Пьяным я его не видала. Вполне подходящий."
Всё-таки девушка выразила сомнение: "Я не понимаю - Витю люблю или только нравятся письма и мама его?"
Мать усмехнулась: "Вот пройдёт мимо тебя, не взглянув, поймёшь, что к чему! И разве возле тебя очередь из заинтересованных вьётся?"
Виктор вернулся и вскоре они поженились. Естественным образом, невестка переселилась в квартиру свёкров, ни разу не пожалев. Вера Кузьминична, работавшая на заводе по сменам, неутомимо готовила. Свёкор отвечал за порядок в гараже, и на поливном огороде - в сезон.
Витя взял на себя уборку квартиры. Молодая жена жила почти барыней и никто её за это не упрекал. Рождение ребёнка ещё больше укрепило семью, осчастливив бабушку с дедом. Ленина мама к внуку отнеслась равнодушно.Она сама вскоре замуж вышла и дочку в гости ждала не особенно.
Всё это Ленка выдала легко и беззаботно. Ей хватало мужа с сыном. А свекровь ей заменила мать. В общем, не обязательно родиться красивой. Повествование она закончила искренним пожеланием:
"Я очень счастлива, Лина! И тебе советую: выходи замуж за того, чья любовь перекроет твою. Главное, чтоб мужья нас сильно любили, а не наоборот."
Мы разошлись в разные стороны и не виделись ... Долго. За два года до развала СССР я, уже замужняя, с маленьким сыном, устроилась на работу в женскую консультацию, в двух шагах от нашего дома. Интересы семьи превыше всего!
Ничего, и коллектив хороший и контактировать с женщинами, толпящимися за окном регистратуры, мне нравилось. Однажды подошла блондинка. Смотрит на меня и улыбается: "Лина, не узнаёшь?" "М-мм. Лена?!" Да это была она - моя бывшая одноклассница, но совершенно другая.
Серенький цвет волос сменился на блонд, удлинённая стрижка "каскад" придавала объём. Впервые я заметила, какая нежная кожа у Лены - фарфоровая! И прозрачные серо-голубые глаза, и аккуратная родинка на щеке. "Ленка! Это восторг!" Она засмеялась, не особенно весело:
"Вот и муж так сначала отреагировал. Чуть возможность - набрасывался с поцелуями, как после свадьбы. А потом посмурнел, стал придираться. Куда пошла? Зачем губы накрасила? Я, дура, загордилась: столько лет вместе, сын в школу пошёл, а в муже страсть разбудила!
Лучше б она дальше дремала. То молчит, то орёт, как дурной, то пьяный придёт. Наконец, потребовал, вернуть прежний цвет и волосы в хвост затянуть. Мол, раньше только он мою красоту замечал, а теперь на меня мужики засматриваются, и ему нестерпимо.
А я, гадство, полюбила себя блондинистой! Макияж наводить стала. Уверенность, коммуникабельность образовались. Но я не из гулящих, в сердце только семья. Объяснила это мужу. Он доказательств потребовал, в виде второго ребёнка.
Я, после техникума, как устроилась в ЦЗЛ химзавода, так и работала. Лаборант, старший лаборант. Через моё старание, получили квартиру. И вот, испытательно, завлабом назначили! Хоть и без высшего, я во всех химических процессах асом стала.
И вдруг - в декрет? Но Витя ныл, мама Вера называла его просьбу "святой." Родила! Уже второй годик сыночку пошёл. После родов эрозия образовалась. Залечила, теперь ВМС поставить хочу. Говорят, надёжная штука! Витька не прежний. Нет-нет, да бухнёт. Палец о палец дома не ударяет. Из цеховых передовиков скатился в тех, кого терпят.
Меня моя золотая свекровь поддерживает, хоть и не вместе живём. Сама я, каждый день до пяти. Пока за младшим в садик зайду, в магазин. Она - после первой смены, спешит к нам. И вот захожу, а ужин готов, мама Вера уроки у старшего проверяет. Везёт мне?"
Поток, заинтересованных в регистратуре, не помешал мне выслушать Лену и о себе рассказать. Будто подругу встретила, честное слово. Записала ей номер домашнего телефона. Из окна поликлиники, показала свой дом: "Звони и заходи, Лена! Квартира № 18." Обещала.
Сколько там ждут обещанного?
В девяностых, мы с мужем хапнули всякого. Ради живой копейки, клеила объявления, торговала на рынке. Биржа труда немного платила. Еле пристроилась в киоск "Роспечать" - и туда, чуть ли не по конкурсу брали. Мой киоск располагался напротив продуктового рынка.
И, как-то я туда направилась, в короткий обеденный перерыв. Гляжу - Лена бойко торгует "ножками Буша." Так же блондинка, но черты лица стали резче, глаза больше серые, чем голубые. И непривычная сталь во взгляде. Но мне искренне заулыбалась.
И у меня трепыхнулась душа. Не просто бывшую одноклассницу встретила, а близкого человека - вот, как моё отношение к Лене переменилось. Меня поджимали минуты. Лена подбодрила: "Теперь рядом работаем, буду к тебе заглядывать, Лина!"
Видясь, почти каждую мою смену, мы стали друг для друга психологами. Несмотря на собственный мешок разных проблем, я считала, что Лене сложнее. Она решилась с мужем расстаться, не смотря на двух сыновей. И вот почему так случилось.
С началом перемен извне, позолота с Вити слетала всё активнее. Прогулял два дня, и с завода уволили по статье. Против него давно зуб имели. Подряжался грузчиком в магазины, копал ямы под могилы на кладбище. Окружение - выпивающее и денег в семью попадало мало.
На химзаводе тоже мудрили с зарплатами. Лабораторию перевели на трёхдневку. Устав зависеть от тощего кошелька свёкров и делить куски за обедом, Лена метнулась в торговлю. Ей повезло с работодателем - частником.
Мужчина средних лет - сам муж, отец и дед, понимал, каково это, в любую погоду, целыми днями продавать куриные голени, яйца, заодно тушёнку, консервы и всё, что выгодно подвернётся хозяину. Условия для реализаторов тогда были тяжёлые - практически под открытым небом.
Так что, он никогда Лену не обманывал, давал перерыв и привозил кофе с молоком в термосе. А вот её хитрить научил. Да, обычное обвешивание покупателей. Но не наглея.
Стеснялась, не решалась. Приноровилась. И куриную шулюмку домашним, теперь варила халявную. Муж забот жены не разделял. Требовал пожрать. Выпить покупал сам. Если дома - чтоб подавала, чуть ли не рот утирая салфеткой. В одиночку - чашку не вымоет за собой.
На сыновей, как на пустое место смотрел, называя "тупым обременением." И в адрес Лены высказывался:
"Теперь твоя душенька довольна? На рынке полно мужиков? А я всегда подозревал, что тихони - шлюхи. А как невинно опускала глаза!"
Лена держалась воспоминаниями, каким хорошим был Виктор. Свекровь, Вера Кузьминична, ей в этом помогала. Муж встретил, каких-то знакомых и вошёл в сомнительный бизнес. Почему-то именно, он попал в кабалу к ростовщику. Лена об этом не знала.
Витя рисовал радужные перспективы и требовал, чтобы супруга уволилась. Она охлаждала: "Давай, хоть дождёмся стабильности, Витя." Он злился: "Что - не перед всеми ещё хвостом покрутила?!" Стояла зима. Лена не расставалась с таблетками от цистита.
К лету, типа бизнес" прогорел. Витины "коллеги" просто отряхнули руки, а его, вместе с семьёй, начали прессовать.
Свекровь закудахтала: "Вам, как никогда, нужно объединиться, Леночка. Вариант один - продажа квартиры. Вернёте долг, а на остаток приобретём очень хорошую дачу, чтоб лес, озерцо рядом. Станем жить вместе, как раньше. Доплату на четырёхкомнатную накопим. Всё будет замечательно!"
Ответила сдержанно: "Я подумаю."
"Пока думаешь - мужа убьют! Останешься в одиночестве! Ко мне тогда плакаться не приходи."
"Не убьют. Им деньги нужны. А я и теперь наедине со всеми проблемами. Ваш сын давно не тот Витя, за которого я выходила."
Двухкомнатная квартира была единственным Лениным достоянием. Она её получила и в приватизацию вошла с сыновьями. Виктор так и остался прописанным у родителей. Не Лена настояла - он заленился по конторам ходить. Переехать к свёкрам, означало на век стать примачкой.
А она устала. От мужа, ставшего неприятным и лишним. От золотой свекрови своей. Когда выпадало побыть в квартире с мальчишками - без этих двоих, испытывала эйфорию.
Старший сын давно стал помощником - школу заканчивал. Младший старался ему подражать. Оба побаивались и сторонились отца. И за кого Лене держаться, кого спасать? Она подала на развод. Собрала вещи Вити.
Скрепя сердце, сказала, чтоб со своими проблемами сам разбирался. Может не беспокоиться об алиментах - они справятся сами. Он, с матюгами, высказал подозрение, что Лена нашла богатенького мужика. И сыновьям объяснил на "что" их скоро мать поменяет.
Стена молчания бесила Виктора. Вынул из стенки сервиз на подносе и грохнул об пол. Потом, подметая осколки, Лена сказала мальчишкам своим: "Считайте, всё плохое мы выбросили, впереди - только хорошее!" Пообещать легко. Делать, шевелиться труднее.
Но женщина, удивительное творение Бога, становится очень живучей и не убиваемой, именно в жёстких условиях. Например, Лена смогла. Без всякого "сильного пола." Без алиментов. И даже без бывшей свекрови с её "правильными" котлетками.
За спиной - два сына. Старшему семнадцатый год, младшему исполнилось десять. Лена трудилась с одним выходным. Правда, "всего" до 15.00. На удачу, хозяин, закрывавший точку до следующего дня, подбрасывал продавщицу до дома.
И никогда не спрашивал, что у неё в пакете. Сумела - схитрила маленько. Всё-таки поясню. Речь не о сдаче. Просто любой продукт можно сделать чуть-чуть тяжелее.
Бытом занимались сыновья. Старший ещё разносил рекламные газетки. Вернувшуюся с работы Лену, ждал свежезаваренный чай и всегда находилось, что пожевать. Разумеется, и для неё дела оставались. Младший ленился учиться, и даже щелбаны старшего брата не помогали.
А вот мать слушался. Варила на завтра суп, что-то штопала или бельё гладила, сын сидел рядом и бубнил параграфы по истории, географии. Кивала, руки шевелились, глаза оставались открытыми, а мозгами Лена спала. Так она утверждала, смеясь.
В киоске я проработала два с половиной года. Приходя на смену, уже ждала минуты, когда объявится Лена - "чисто поздороваться." В свой обед я к ней заглядывала. Мы обе нуждались в обмене энергетикой.
Ножки у Буша закончились. Хозяин точки открыл мясной отдел на одной из оптовок. Это уже незадолго до 2000-го, когда многим показалось, что мы всё-таки вылезли из-под обломков и теперь, как попрёт! Ну, или не будет хуже.
То, что теперь мы с Леной не будем встречаться - огорчало. Но для неё выходило выгоднее в деньгах. "И уж всяко косточек на щи наберу!" - подмигивала мне она. Договорились, что теперь друг для друга не пропадём. Но женская клятва такое ненадёжное дело....
Моя семья переехала в квартиру побольше. Я переболела анемией, которую врач назначала, чем-то более страшным, но обошлось. Знакомая предложила вакансию в военном комиссариате.
Сын поступил в институт. У него случилась несчастная любовь. Меня пригласили в военкомат разрядом повыше. Муж отхватил себе три пальца на правой руке... В общем, жиза - шиза шла, бежала, добавляя возраста, радуя и обижая.
... Мы ехали с мужем по улице ... по Лениной улице. А вот и её блочная пятиэтажка. Безумно захотелось увидеть. Теперь появилась возможность обменяться номерами сотовых телефонов. Договорилась с мужем, что я поднимусь и, если останусь у Лены - ему отзвонюсь. Он уедет.
Открыла, какая-то бабушка. Толково мне объяснила, что эта "квартера" приобретена у женщины с двумя сыновьями.
"Не дети - мужики молодые. Девушки, должно быть, жёны, при них. Они уже задаток за дом, где-то у рынка, внесли. Говаривали, что все вместе собираются жить, но через разные входы. И вот наших денег ждали с большим нетерпением. А только с тех пор уж года три миновало..."
Вот так и "сбежала" Еленка. И случай никак нас не сводит. Тем более, что я переехала далеко. Если бы, много лет назад мне кто-то предсказал, что я буду скучать по незаметной Ленке с четвёртой парты, я бы ему в глаз плюнула. Хорошо, что не нашлось такого предсказателя, а то бы сейчас разыскивала, чтобы принести извинения.
Благодарю за прочтение. У нас хозяйственные проблемы из-за резкого исчезновения снега и затопления, поэтому чуть дольше не публикуюсь. Прошу голосовать, отзываться и подписываться, если впервые заглянули в наш клуб. Лина