Встреча глав правительств Японии и Южной Кореи призвана урегулировать бесконечную вражду из-за бывших подневольных рабочих. Но есть сомнения в его успехе.
На своей первой за 12 лет встрече на высшем уровне Япония и Южная Корея временно прекратили спор о компенсации корейским подневольным работникам во время колониального правления Японии (1910-1945). В Токио президент Юн Сук Ёль и премьер-министр Фумио Кисида решили перезапустить двусторонние отношения и объявили о новых переговорах по экономической безопасности, таких как поставки чипов и более тесное военное сотрудничество. Возобновляется ежегодная челночная дипломатия.
Кисида сказал, что Япония «довольна новой главой» в отношениях. Юн назвал обоих «партнерами, которые должны сотрудничать в вопросах безопасности, экономики и глобальных вопросов». Вечером два политика пошли в ресторан на Ому-Рейсу: жареный рис с омлетом и соусом из кетчупа — любимое блюдо Юна.
Кишида и Юн отваживаются на многое, хотя каждый из них непопулярен. Их дипломатия разрядки основана на понимании того, что Сеулу и Токио лучше было бы совместно подготовиться к кризисам, которые уже на пороге, а не постоянно оглядываться назад. Будучи союзниками США, обе страны хотят ограничить экспорт высокотехнологичных товаров в Китай и подготовиться к угрозе Китая Тайваню. И их беспокоит ядерное и ракетное вооружение Северной Кореи.
Словно в подтверждение, за несколько часов до визита режим в Пхеньяне запустил ракету большой дальности с ядерным зарядом. Третье испытание оружия на этой неделе, вероятно, также было направлено на совместные военные учения США с Южной Кореей.
Ледокол Юн Сок Ёль
Юн был первым, кто сломал лед, и на прошлой неделе объявил о создании фонда для выплаты компенсаций бывшим подневольным рабочим, оставшимся в живых. Деньги на это должны жертвовать только южнокорейские компании. При этом Юн проигнорировал решение Верховного суда Южной Кореи от 2018 года, согласно которому две японские компании должны были выплатить компенсацию нескольким бывшим подневольным работникам. Токио, с другой стороны, считает, что это имело место после соглашения 1965 года с Сеулом.
Возмущенный решением Южной Кореи, тогдашний премьер-министр Японии Синдзо Абэ в июле 2019 года ввел экспортный контроль в отношении материалов, используемых при производстве чипов и дисплеев в Южной Корее. Две страны были готовы разорвать дипломатические отношения.
Теперь Япония отменила этот экспортный контроль прямо перед переговорами на высшем уровне. Сеул, в свою очередь, хочет отозвать заявку на арбитражное разбирательство по этому спору во Всемирной торговой организации.
Однако сближение не вызвало особых аплодисментов ни в Японии, ни в Южной Корее. Ведь создание компенсационного фонда консервативным президентом изначально отмечалось как прорыв. Межправительственное соглашение 2015 года было направлено на то, чтобы положить конец порабощению южнокорейских так называемых «женщин для утех» в публичных домах японской императорской армией во время Второй мировой войны.
Природа подхода остается спорной
Но следующий президент, Мун Чжэ Ин, ликвидировал фонд, потому что бывших проституток, которые были еще живы, не пригласили. Новый фонд ждет схожая участь, потому что в двух странах он воспринимается совершенно по-разному.
С точки зрения Южной Кореи, это большая уступка Японии, потому что ни правительство в Токио, ни компании, признанные виновными, не должны платить никаких денег. Таким образом, согласно опросу, против плана выступили 59 процентов жителей Южной Кореи.
Лево-либеральная оппозиция даже говорила о «величайшем унижении в нашей истории». Группа бывших заключенных, выступающих против фонда, в четверг подала в суд на Mitsubishi Heavy о возмещении ущерба.
Размещение Юна подтверждает предыдущую позицию Токио
Тем временем в Токио считают, что подтвердилась его юридическая точка зрения о том, что 58 лет назад Япония заплатила 800 миллионов долларов за все последствия войны. Правительство Юна в конечном итоге соглашается с этим, потому что южнокорейские компании, такие как сталелитейный гигант Posco, которые в то время получали японские деньги, теперь должны платить в компенсационный фонд.
В качестве компенсации Япония рассматривает возможность создания собственного фонда за счет пожертвований японских компаний, который будет финансировать молодежные и культурные обмены между странами.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)