Отечественное судостроение развивалось с самого зарождения Древнерусского государства. Со временем менялись формы, назначения, технологии кораблей. Настоящим достижением деревянного судостроения России являются беляны - огромные плоскодонные суда, которые использовали для сплава леса по рекам центральной части страны в XIX— начале XX века. О них мы и поговорим сегодня.
Откуда пошло название «беляна»?
Дело в том, что беляны не красили и не смолили. Их спускали на воду загружали и сразу отправляли в вниз по реке. За редким исключением беляны совершали больше одного рейса. Интересно, что нос корабля нагружали сильнее, чтобы создать больший дифферент. Это было нужно, чтобы вся проникающая в судно вода стекала в одно место. Так её проще откачивать. Это необходимо было делать на всём пути следования. В порту прибытия беляны разгружали, а саму конструкцию разбирали и продавали на дрова и строительные материалы.
Каких размеров могло достигать такое судно?
Длина корпуса достигала 100-120 метров, ширина — 25 метров, высота — 5-6 метров. Грузоподъёмность — до 10 000 тонн. Груз мог размещаться в корпусе судна и на палубе с постепенным расширением за борта (до 2,5 — 3 метров).
В XIX веке по всей верхней Волге строили такие корабли. Это напрямую связано с развитием пароходства. Эти суда требовали огромного количества дров, угля. Южные регионы страны - Астрахань и Царицын не изобиловали лесами, поэтому древесину приходилось доставлять с севера. Ежегодно рубилось до 150 белян.
Загрузка и управление таким судном - особое искусство. Древесина укладывалась ровными рядами с большими проемами между ними. При этом, груз не касался бортов, чтобы не создавать дополнительного давления на них. Существует поговорка: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами».
Команда беляны могла достигать 80 человек. Они располагались в небольших строениях, которые возводились над уложенным грузом. Судя по сохранившимся фотографиям, владельцы придавали большое значение внешнему виду этих домиков. Нередко они украшались флагами, резьбой, красились в яркие цвета. Управление таким судном осуществлялось якорями и специальным рулём в виде ворот.
Важно понимать, что и беляна, и её груз - это товар, который предполагалось продать после сплава. В этом и заключается главная особенность этих судов. Использовались ли гвозди при строительстве белян? Да, но уже к концу XIX века. Есть свидетельства, что изначально их возводили без единого гвоздя.
С развитием железнодорожного сообщения и начала эпохи двигателей внутреннего сгорания эти корабли ушли в историю. Остались лишь немногочисленные описания и фотографии современников.
Другие статьи:
Музей деревянного зодчества «Тальцы»
Шестиэтажная рубленая мельница Баркова
Основные архитектурные принципы традиционного русского деревянного дома
Музей деревянного зодчества в усадьбе Василёво
История деревянной церкви Ильи Пророка в Белозерске
Наши соцсети:
ВКонтакте: https://vk.com/novoestaroezodchestvo
Telegram: https://t.me/proekt_novoestaroe