Органический дом, спроектированный известным мексиканским архитектором Хавьером Сеносиаином, расположен в Наукальпан-де-Хуарес, штат Мехико, Мексика. Идея проекта изначально была задумана и заимствована из скорлупы арахиса: два просторных овальных пространства с большим количеством света, соединенных низким, узким, тускло освещенным проходом.
Идея этого предложения была основана на элементарных функциях, необходимых человеку: место для жизни и общения с другими, которое включало бы гостиную, столовую и кухню, а также место для сна с гардеробной и ванной.
Оригинальная концепция воплощена в двух больших пространствах: дневном и ночном.
Дом был спроектирован с желанием, чтобы при входе человек чувствовал, как будто он уходит под землю, осознавая, насколько необычным было пространство, не теряя при этом интеграции внутренней части с зеленым природным ландшафтом снаружи.
После того, как топографическое исследование было завершено, особое внимание было уделено расположению деревьев, чтобы их не пришлось перемещать или вырубать, чтобы освободить место для постройки. Было создано несколько глиняных моделей, одна из которых предназначена для анализа и проектирования форм, объемов и пространств снаружи, а другая — для планирования внутренних пространств.
Обе эти модели разрабатывались на протяжении всего проекта с интересом и интенсивностью важной скульптуры.Первые линии были нарисованы примерно так, как их могли бы нарисовать лирические художники, позволяя линиям изгибаться и двигаться по желанию, играя со свободными формами, затем поворачивая циркуль и давая изогнутой линейкесвобода действий.
Другими словами, извилистая стена имеет змеевидную природу, извиваясь и обвивая свободное пространство, тем самым создавая игривый процесс в дизайне, всегда ищущий южную ориентацию, когда он движется вокруг существующих деревьев и скользит вниз по склону.Когда этап строительства был достигнут, в центре участка был начерчен крест, который служил ориентиром для системы декартовых координат.
Это упростило размещение центра кругов. Используя его в качестве основы, шланг, закрепленный на кольях, использовался для очерчивания стен дома.После этого из центра обертывания было удалено немного почвы, которая позже использовалась для формирования небольших уклонов. Конечный результат был похож на парк для скейтбордов — постоянно крутящийся вверх и вниз по склону.
В процессе строительства возникла необходимость сохранить преемственность первоначального замысла. Поэтому требовался гибкий материал, очень похожий на пластилин для лепки, используемый для изготовления миниатюрных моделей. Помимо удовлетворения потребности в пластичности, было очевидно, что этот податливый материал должен соответствовать требованиям, которые сделают его чем-то большим, чем пластилин для лепки.
После непродолжительного исследования сомнений в этом не осталось: ферроцемент — стойкий, податливый и очень эластичный — был ответом. Этот материал, происходящий из железобетона и давно забытый, обещал создать монолитную скульптуру. Строительство началось с размещения каркаса для ферроцемента на подготовленном фундаменте, похожем на скейт-парк, с формированием обертки металлическим каркасом.
Внутри помещались согнутые в кольца железные стержни, высота которых менялась от одного места к другому. Затем стержни были свернуты в спираль.Когда каркас был готов, к нему были присоединены два листа мелкоячеистой сетки, переплетенные друг с другом, создав тем самым основу, на которую можно было набрызгать бетон. Ферроцемент прокачивался через гибкий шланг с помощью сжатого воздуха и пневматически выбрасывался на каркас из проволочной сетки с такой большой силой и ударом, что материал был чрезвычайно компактным, а его сопротивление увеличивалось примерно на 30%.
Конечным продуктом была оболочка толщиной около четырех сантиметров, прочная благодаря своей форме, водонепроницаемая и очень простая в изготовлении. Был нанесен последний слой напыленного полиуретана толщиной 3/4 дюйма, который служил дополнительной гидроизоляцией и изоляцией конструкции. После того, как каркас конструкции был готов, начался процесс покрытия здания грунтом.
Поскольку в нем будет расти сад, почва должна быть плодородной. Идея заключалась в том, что дом будет покрыт садом, концепция, которая была заимствована у карликовых деревьев или деревьев бонсай, которые выращиваются на основе идеи о том, что чем меньше почвы предоставляется для роста, тем меньше будет расти растение. Поэтому было решено, что толщина используемого грунта будет колебаться от 20 до 25 сантиметров.
Таким образом, трава будет расти медленнее, что снизит усилия и затраты на садоводство. Грязь и трава защищают мембрану конструкции от солнечного света, ветра, града и годового цикла «влажность-сухость», тем самым предотвращая расширения и сжатия, которые могут вызвать трещины и привести к влажности. Зеленая дюна почти полностью окружает внутренние пространства, делая ее почти невидимой, так что снаружи видны только трава, кусты, деревья и цветы.
Прогуляться по саду — это пройтись по крыше самого дома, даже не осознавая этого. Также считалось очень важным создать условия, которые приносили бы пользу обитателям дома психологически и физически, с помощью «биоклиматических средств управления». Общеизвестно, что для создания или сохранения микроклимата, полезного для человека, нужно начинать с внешней стороны жилища а затем пройти внутрь. Наряду со всеми другими физическими характеристиками объекта, зеленые барьеры, состоящие из деревьев и кустарников, помогают фильтровать солнечный свет, полностью препятствуют проникновению солнечных лучей, создают тень, защищающую живых существ от летнего зноя, обеспечивают защиту от пыли и поглощают шумовое загрязнение.
Кроме того, транспирация и испарение, испускаемые растениями и травой всех видов, освежают воздух и повышают абсолютную и относительную влажность в воздухе, ближайшем к поверхности, создавая эффект кондуктивного охлаждения. Важно подчеркнуть, что почва и солнце работают вместе для поддержания стабильной температуры внутри дома: земля защищает жителей от жары и холода, а солнце освещает и согревает. Окна дома были стратегически расположены в местах, которые выходили бы на самые приятные части сада, предпочтительно на юг, чтобы солнечный свет все еще был доступен зимой, ища свет, как это делают цветы.
Вопреки тому, что можно подумать, этот полузаглубленный дом оказался более солнечным и светлым, чем обычный дом, потому что окна можно разместить где угодно, а купола пропускают свет и солнце сверху. Вентиляции способствует аэродинамическая форма жилища, обеспечивающая свободную циркуляцию воздуха. Полузаглубленные дома, как и температура нашего тела, остаются стабильными, несмотря на перемены погоды на улице.
Почва действует как кожа — замедлитель, который контролирует колебания температуры, предотвращая охлаждающие и нагревающие эффекты погоды снаружи от быстрого или мгновенного изменения температуры внутри. Температуры внутри и снаружи оказываются совершенно противоположными друг другу. Эффект таков, что когда наступает жаркое лето, температура внутри становится прохладной, а когда наступает холодная зима, температура внутри остается теплой.
Это означает, что почва, покрывающая дом, будет нагреваться с наступлением зимы и охлаждаться с наступлением лета, таким образом поддерживая постоянную температуру. Испарение плюс транспирация газона, растений и деревьев освежает и насыщает кислородом интерьер, тем самым предотвращая атмосферную сухость, проникновение пыли и загрязняющих веществ.
Относительная влажность в среднем от 40% до 70% сохраняется в течение всего года в этом микроклимате. Другими словами, зеленый, растительный эпидермис функционирует как нос, фильтрующий пыль и в то же время поддерживающий внутри стабильную температуру и относительно комфортный уровень влажности.