Принятый на вооружении 70 лет назад гусеничный плавающий БТР-50П был замечен снятым с хранения, сообщает телеграм-канал Военный осведомитель. Ранее перевозку данных бронетранспортёров уже видели на территории России, о чем написали практически все, даже журнал «За рулем».
Стоит отметить, что БТР-50 – это ровесник американского M113, но ещё более ранней разработки. Его принятие на вооружение состоялось в 1954 году. В отличие от своего заокеанского коллеги, хотя он и поставлялся в большое количество стран соцлагеря и страны Африки, по-настоящему массовым он не стал.
За годы производства с 1954 по 1970 год было выпущено до 6500 бронетранспортёров данного типа и специальных машин на его базе. В отличие от семейства M113, которое неоднократно модернизировались и продолжает оставаться на вооружении десятков стран, БТР-50 практически везде был снят с вооружения.
В СССР сделали ставку на колесные бронетранспортёры, развивая многочисленную линейку БТР-60/70/80 и т.д. Сегодня основным бронетранспортёром российской армии является именно их прямой потомок – БТР-82А с артиллерийским вооружением.
БТР-50П – вместительный и плавающий
Основой для гусеничного бронетранспортёра БТР-50П стало шасси советского легкого плавающего танка ПТ-76. Как и свой танковый прародитель БТР был плавающим. Да не просто плавающим, он мог переправить на своем «горбу» миномёт с расчетом или 85-мм дивизионную пушку Д-44.
На крыше МТО бронетранспортёра находились откидные аппарели, которые предназначались для погрузки различных артиллерийских систем или автотранспорта, например ГАЗ-69. Максимальная масса принимаемых грузов – до двух тонн. Для облегчения погрузки БТР был оборудован специальным погрузочным устройством с лебедкой и тяговым усилием – 1500 кг/с.
Примечательно, что в некоторых источниках указывается, что при переправе через водную преграду из орудия можно было даже вести огонь по противнику. Учитывая отдачу 85-мм орудия, не факт, что это было бы хорошей идеей.
Отличительной особенностью бронетранспортёра была его высокая вместимость – он мог переправить через водную преграду до 20 человек десанта с вооружением. С таким десантом БТР-50П мог спокойно оставаться на плаву. В обычных случаях он мог принять до 14 человек, включая мехвода и командира.
Отличия БТР-50П от БТР-50ПК
Гусеничный бронетранспортёр БТР-50 был представлен в двух основных вариантах. Более раннем БТР-50П и позднем БТР-50ПК. Нижняя и кормовая части бронетранспортёров, равно как и трансмиссия с силовой установкой, были идентичны и унаследованы от танка ПТ-76.
На модели БТР-50П в передней части корпуса находилась открытая сверху бронированная рубка, в которой располагались места экипажа и десанта. В отделении управления БТР, помимо места механика-водителя, располагалось место командира машины с командирской башенкой и тремя приборами наблюдения.
Первый в СССР гусеничный БТР обладал только противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус боевой машины изготавливался из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм методом сварки. Боевая масса бронетранспортёра не превышала 14,2 тонны.
На бронетранспортёр устанавливался дизельный двигатель мощностью 240 л.с. Благодаря этому двигателю БТР разгонялся до 45 км/ч при движении по шоссе, на плаву боевая машина могла поддерживать скорость до 10 км/ч.
Версия БТР-50ПК, которая стала гораздо более массовой, была принята на вооружение в 1958 году. Этот вариант отличался наличием бронированной крыши над десантным отделением. В крыше имелись три люка для посадки и высадки десанта. На этой модели появилось и штатное вооружение – 7,62-мм пулемет СГМБ (вариант СГ-43).
Из-за изменения боевого отделения, которое стало закрытым, данная модификация уже не позволяла перевозить артиллерийские системы или автотранспорт. Соответственно из оборудования исчезла и лебедка.
Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Лайки и комментарии приветствуются. Заранее спасибо)