В своё время, когда в заповеднике были деньги, то для проведения учётов лосей использовали самолёт АН-2. Учёты проводили зимой на большой площади, поэтому летали долго. Обычно руководил учётом кто-то из наших главных начальников. Участие в учёте остальных сотрудников было добровольное, но на репутации сказывалось. Хотя, с другой стороны, когда ещё можно осмотреть территорию, узнать знакомые места, где работал летом, увидеть то, что с земли не всегда удастся увидеть.
Кто летал на АН-2, который ещё «кукурузником» у нас называли, тот вероятно, испытал укачивание, а нам надо было смотреть в иллюминатор, чтобы обнаружить лосей, записать, сколько их увидел, указать точное время и, если узнал место, то записать, где их увидел. С нами часто летал человек, который не мог летать на этом самолёте, но каждый раз снова и снова напрашивался на учёт.
Смешные истории, которые случились с нами во время облет, я описал вот тут:
Много чего происходило во время этих облётов. Один из случаев запомнился. Пасмурная погода быстрее, чем солнечная «вырубала» учётчиков. Кто-то положил голову в иллюминатор, будто бы смотрит, а у самого уже глаза закрыты, летит на пределе своих возможностей, уже гигиенический пакет расправил, наготове держит. Другой голову опустил, никуда не смотрит. Вот и наш учётчик уже давно в такой позе сидит, видимо до дома дотерпеть пытается. Что поделаешь, не все эти полёты выдерживают. Вдруг ни с того ни с сего он вскидывает голову, смотрит в иллюминатор и кричит: «Волки, волки!» И действительно, под самолётом мы видим стаю из 4 волков. Редко удаётся их наблюдать! Но и для учётчика этот взгляд вниз на землю оказался последней каплей его терпению. Слышно, как он пакет использует. Потом долго вспоминали его крик «волки» и использование пакета по назначению. Дальше до самого дома он головы не поднимал.
Я уже говорил, что полёты были долгими, помнится, летали 5 часов. За такое время и проголодаться можно, но и физиология порой подпирает. И вот что делать в этом маленьком самолёте? Вот с одним из учётчиков и случилась такая напасть. Терпел, терпел, хоть в штаны справляй нужду. Было у него желание дверь у самолёта приморозить, но как себя пилоты после этого поведут? Кто-то посоветовал (или сам решился) использовать для такого дела рукавицу-голицу. Я зачем-то оглянулся, вижу, сидит он возле двери и рукавицу двумя пальцами держит. Так и летел до родного аэродрома. Один из пилотов, проходя по проходу, увидел его в таком положении и спросил, что произошло. Ему объяснили, на что пилот сказал: «Что ж вы молчали, вон за той дверью в хвосте самолёта у нас для этого дела ведро стоит». Вот какие удобства были на самолёте АН-2.
Вот такая история. Всякое бывало, рассказал еще пару историй своим домашним, но это уже не для печати... С уважением, ваш автор!