Пожалуй, самый известный особняк эпохи модерна в Самаре - это здание на пересечении улиц Красноармейская и Фрунзе. Дом-бабочка, построенный под характер его владелицы, красавицы Александры Курлиной. Сандра, как ее называли в семье, была незаконнорожденной дочерью купца Павла Журавлева. Отец девочку признал, удочерил и баловал
В 16 лет Александра Павловна, тогда первая красавица Самары, выходит замуж за Александра Георгиевича Курлина, представителя богатейшего самарского купеческого клана, которому было 22 года. Венчание состоялось в Успенском соборе Самары
Курлин занимался семейным бизнесом - их семья была одним из самых крупных производителей муки в регионе. Для строительства новых мельниц они скупали земельные участки, попутно став крупными землевладельцами. А для постоянной модернизации своих мельниц Курлины вложились в создание Самарского земледельческого механического завода
Одним словом - завидный жених!
Неизвестно, влюбились ли молодые люди друг в друга до свадьбы или страстные чувства пришли к ним позднее. Но любовь определенно была. И одним из ее проявлений стал роскошный особняк
Через год после свадьбы в семье рождается дочь Лидочка. К сожалению, прожила она немногим больше года. Потеря ребенка стала для Александры и Александра настоящей трагедией. Сандра замкнулась в себе и отдалялась от мужа. Чтобы немного отвлечь ее от трагедии, Александр Георгиевич заказывает строительство особняка у модного архитектора Александра Устиновича Зеленко (да, в этой истории много Александров)
Особняк получился действительно роскошным! Построенный в 1903 году в модном тогда стиле раннего модерна, дом был оснащен по последнему слову техники - электрическое освещение, система отопления, водопровод, канализация и даже телефон! Курлины были одними из первых абонентов в Самаре, так что звонить им было особо некому
Давайте заглянем внутрь. Вход во внутренний двор преграждает чудесная кованая ограда в виде бабочки
На фасаде нас ждут характерные признаки модерна - дверь необычной формы, разные окна, отделка керамической плиткой, фигурные балконы и изящная решетка на крыше, похожая на стрекозу
Внутренние помещения строятся вокруг холла. Такая центрическая планировка была очень характерна для особняков эпохи модерна. На первом этаже разместились парадные комнаты - гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Второй этаж был жилым. Всего в особняке было 22 комнаты
Отдельно нужно рассказать о декоративных деталях интерьера. На потолке парадной гостиной мы видим орхидеи, которые плавно перетекают на стены
Более камерная столовая с камином, украшенным керамической плиткой. На стенах фактурная гротовая штукатурка. Потолочные балки заканчиваются масками мифических существ
Будуар хозяйки напоминает зимний сад - витраж с рисунком крон деревьев, живописный пейзаж над дверным проемом и невероятная лепная нимфа, летящая по потолку. По легенде, лицо нимфы имело сходство с внешностью хозяйки дома, но так это или нет, мы уже не узнаем
Лаконичный и сдержанный мужской кабинет
На второй этаж ведет чугунная лестница тонкой работы. Всегда радуюсь, когда нахожу такие в особняках, очень уж они мне нравятся своей простой красотой и долговечностью
К сожалению, прожить долгую и счастливую жизнь в этом особняке у Курлиных не получилось. В 1908 году у Александра Георгиевича были обнаружены первые признаки нервной болезни, вскоре его поместили для лечения в психиатрическую лечебницу в Томашевом Колке. В 1914 году он скончался в больнице от паралича, хоронили его в закрытом гробу. Это породило в городе разные слухи, в том числе была версия, что Александра каким-то образом убила своего мужа. Но мне кажется, внешность Курлина могла измениться в ходе течения болезни и семья просто не хотела, чтобы знакомые видели его в таком состоянии
Как только муж заболел и был признан недееспособным, Александра Павловна взяла на себя заботы о бизнесе. Благодаря ее уму и стараниям, дело процветало
В 1918 году Александра Курлина навсегда покинула свой особняк, не взяв с собой ничего. Надолго ее следы потерялись и лишь потом стало известно, что оставшуюся немалую жизнь она прожила в Москве в одной из коммуналок в Арбатских переулках. Скончалась Александра Павловна в 1973 году, прожив почти 100 лет, и была похоронена на Востряковском кладбище
В особняке сначала размещались губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 году его передали детскому саду. В годы Великой Отечественной Войны здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад. В 1970-е годы особняк был передан музею краеведения. В наши дни здесь один из двух музеев модерна в России (второй в Ульяновске)
Адрес: Самара, Красноармейская, 15 / улица Фрунзе, 159
Спасибо за внимание!
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "МАША И МОДЕРН"