Найти тему

Случайные находки

Орнаментированная подвеска. Фото автора
Орнаментированная подвеска. Фото автора

Несколько лет назад УАЭ (Уральская Археологическая Экспедиция) проводила раскопки саргатских курганов раннего железного века в Тюменской области. Руководила раскопками археолог Людмила Николаевна Корякова. Я к тому времени уже работала учителем в школе и в свой отпуск решила поехать в археологическую экспедицию.

Еле различимые холмики курганов расположились на берегу озера. Недалеко от места раскопок разбили и лагерь. Местность была красивая, рядом находился сосновый бор. Вскоре мы обнаружили, что к нашему присутствию проявили внимание лесные обитатели. Недалеко от лагеря появились любопытные бурундуки.

Работа на курганах шла своим чередом. Находки были обычными для рядовых саргатцев. В мужских могилах встречались ножи и предметы вооружения, кости животных. В женских погребениях преобладали украшения.

Посвящение в археологи. Фото из архива автора
Посвящение в археологи. Фото из архива автора

Неожиданным стало обнаружение захоронения мужчины с глиняными грузилами. Судя по костяку, мужчина был высокого роста. От саргатцев его отделяло явно не одно тысячелетие. Если было захоронение, значит, где-то располагалась и другие памятники. Вскоре были найдены следы пребывания людей в период неолита – энеолита, но в задачи отряда входили только раскопки курганов, на которые был дан открытый лист, а не разведка и поиски других археологических памятников.

После завершения рабочего дня мы купались в озере, чтобы смыть «пыль веков». В один из таких дней, я решила пройтись по берегу. Озеро здесь мелкое, дно песчаное, а вода достаточно прозрачная, в которой всё хорошо просматривается. Не знаю, что меня подтолкнуло к этому месту, но вскоре я увидела идеальную находку, которая лежала в воде, будто ждала меня. Это был каменный нож.

Каменный нож. Фото автора
Каменный нож. Фото автора

С этого дня многие пытались найти что-нибудь на берегу озера, которое, видимо, размывало культурный слой стоянки или захоронения. Одна участница экспедиции обнаружила каменную подвеску с красивым орнаментом. Мне тоже повезло найти две подвески и один фрагмент каменного украшения.

Одна небольшая подвеска заслуживает особого внимания. Она изготовлена из камня красно-коричневого цвета. В длину подвеска 2,2 см., в самом широком месте – 0,6 см. По краям изделие украшено глубоким резным орнаментом, который выполнен очень аккуратно. Резная зигзагообразная линия проходит и через центр подвески. Круглое отверстие в верхней части украшения просверлено с нарушением симметрии и имеет 0,2 см. в диаметре. На противоположной стороне отверстие проходит по центру. На обратной стороне предмета орнамент отсутствует. Логично предположить, что подвеску носили на тонком шнурке.

Обратная сторона подвески. Фото автора
Обратная сторона подвески. Фото автора

Вторая подвеска совсем простая, она имеет овальную форму диаметром 1см. и просверлённое отверстие. Выполнена она из камня коричневого цвета.

Овальная подвеска. Фото автора
Овальная подвеска. Фото автора

Интересно то, что подобные минералы часто встречаются у нас на Синаре. На её берегах я нашла подходящие образцы и изготовила несколько подвесок. Камень очень легко поддаётся обработке, он достаточно мягкий, но прекрасно держит форму. А отверстия я просверлила шилом. На работу ушло совсем немного времени.

Каменные изделия. Фото автора
Каменные изделия. Фото автора

Третий образец подвески или, возможно, бусины, сохранился только наполовину (диаметр около 1,6 см.). Он напоминает шестерёнку и выполнен из камня зелёного цвета.

Фрагмент каменного изделия. Фото автора
Фрагмент каменного изделия. Фото автора

Такое впечатление, что изготовлением предметов занимался один мастер. Только ли для украшения служили данные каменные изделия, или они имели какое-то иное предназначение, например, были оберегами? Что хотел сказать с помощью орнамента каменных дел мастер? И было ли это сугубо локальное «производство», или оно было широко распространено в те времена? Откуда мастер получал каменное сырьё? Сейчас уже трудно найти ответы на многие вопросы, которые неизбежно возникают, когда появляются интересные находки.

К тому же возникает другой закономерный вопрос, кто был этим мастером-камнерезом? Это мог быть мужчина, но мой небольшой опыт подсказывает, что изготовление простых украшений было вполне под силу и женщине.

В любом случае, хорошо, что эти предметы сохранились, хотя мастер даже представить себе не мог, что они будут интересны людям XXI века.