Одним из самых жарких дней лета, 17 июля 1944 года, по улицам Москвы маршировали разбитые и пленные части немецких дивизий. Марш вселил уверенность и сильный русский дух как в граждан, так и в военных. Это произошло после партизанского парада в Минске 16 июля того же года. Москвичи наблюдали за шествием из разных уголков города: с домов, балконов и средств передвижения. Парад демонстрирует превосходство Красной Армии над фашизмом.
Немцы гордо маршировали в победном строю по главным городам Европы. Они должны были пройти через Москву таким же маршем, но не победным, а побежденным.
Все, кто видел марш лично, описывали его как явление "взрывной бомбы". Об этом событии было объявлено по радио между 7 и 8 часами утра, статья о нем была также опубликована в газете "Правда". Многие жители столицы запаниковали из-за большого количества нацистов на земле.
В марше пленных участвовало около 57 700 нацистов. Среди них было 23 генерала, мужчины, чье физическое состояние позволяло им ходить. До начала соревнований они участвовали в сборах на московском ипподроме и на стадионе "Динамо". Лагерь был разделен на две колонны.
Одна колонна заключенных прошла от площади Маяковского по Садовому кольцу до Зубовской улицы, через Крымский мост, а затем по Калужской улице до станции Канатчиково. Эта колонна состояла из 15 600 человек. Другая двигалась от площади Маяковского налево, по Садовой-Каретной улице, затем по Садовому кольцу до Курского вокзала.
Командовал и руководил колоннами генерал Павел Артемьевич Артемьев. Он также был командиром взвода Московского военного округа. Генерал Кузьма Романович Синилов и майор милиции Виктор Николаевич Романченко организовали расстановку техники на улицах Москвы.
Сами немцы, как гласит история, были совершенно не в курсе этого марша. Многие из них думали, что их ведут на расстрел.
Колонны были выстроены так, что генералы шли впереди, за ними следовали офицеры. Позади них уже были видны солдаты. Все они были грязными, всклокоченными, небритыми и одетыми в рваную одежду. Важно, что они по-прежнему носили свои ордена, медали и погоны. Чтобы все, кто смотрит парад, могли оценить их прошлую службу.
Очень много слов уронили жители в адрес фашистов, начиная от самых безобидных. Как известно, немецким генералам было стыдно не столько перед москвичами, сколько перед собственными солдатами.
В сети Интернет на сегодняшний день можно наткнуть на множество фотографий, и видно, что москвичи ведут себя довольно достойно и сдержанно. Никаких признаков агрессии и мести. Но правда есть и те, кто смотрит с гневом и жестикулирует злобно руками. Редко попадались граждане, которые кидались в немцев камнями.
Многие в тишине марша замечали стук консервных банок. Предполагали, что их завязали для унижения, но на самом деле для немцев это была личная посуда, которую они носили с собой. Большинство пленных шли сгорбившись и не поднимая глаз.