Найти в Дзене

Абьюзивные отношения на работе

Подкаст Давай обсудим. Абьюз на работе
Подкаст Давай обсудим. Абьюз на работе

Каждый из нас в той или иной степени в том или ином объеме сталкивался с абьюзом. И, к сожалению, абьюз на работе со стороны коллектива или руководителя далеко не редкость.

Для начала разберемся, что такое – абьюз?

Абьюз – это унижение одного человека другим человеком или группой лиц, с целью подавления его личности и подчинению себе, с использованием психологического, физического, эмоционального, сексуального, финансового и прочих видов воздействия агрессора на жертву.

Из чего может состоять давление на сотрудника на рабочем месте?

У руководителя, на самом деле, достаточно много способов унизить подчиненного ему работника. Начиная от предъявления завышенных требований к выполняемой работе и игнорирования просьб и обращений, до жестокого обращения и агрессии. Такие руководители могут вступать в разговор только с позиции «старшего», не умеют вести «диалог на равных», и конечно же их очень ранит критика, так как их самооценка искусственно завышена.

Для чего руководителю унижать своих сотрудников?

Казалось бы, ответ на поверхности, у человека недостаточно личных достижений или он копирует отношение, примененное к нему самому. Но, а если посмотреть поближе, то дело не всегда в заниженной самооценке.

Завышенные требования предъявляются для того, чтобы занизить самооценку сотрудника, как бы много и хорошо он не сделал. То есть как бы качественно и профессионально он не работал, его все равно не оценят, а проделанный труд обесценят. Игнорирование просьб и обращений так же относиться к обесцениванию работы для того, чтобы показать низкий статус работника.

По началу попавший в такие сети старается еще усерднее выполнять свою работу, но в итоге, со временем такая извращенная система мотивации делает свое дело. Сотруднику периодически дают понять, что чтобы им не было сделано, ожидаемого от него результата это не приносит. Как следствие, снижение интереса и потеря энтузиазма в работе.

Сотрудник с заниженной самооценкой легко поддается манипуляционному давлению и влиянию агрессора, подчиняясь и выполняя его волю, соглашаясь с диктатом, начинает ценить свое рабочее место больше, чем самого себя, и готов брать на себя еще больше обязанностей, перерабатывать или вообще работать ненормировано 24 на 7. Его можно эксплуатировать больше, за меньшую оплату труда, так как его труд уже обесценен. Таким образом часто поступают владельцы - руководители, получая послушный и исполнительный коллектив, экономя при этом не только на заработной плате, но и на поиске и подборе персонала, так как люди с заниженной самооценкой убеждены абьюзером, что такие, как они, никому не нужны, и работу лучше, чем у них уже есть, им не найти, или то, что таких неумех ни куда больше не возьмут.

На эту тему есть анекдот:
Все в коллективе работают допоздна, уходить рано, просто не принято. И вот, в один из дней, один из сотрудников встает и уходит домой в положенное время. И на следующий день, и на следующий… В конце концов через несколько дней возмущённый коллектив ему предъявляет то, что это недопустимо, а он, оправдываясь – Ребят, ну я же в отпуске!

Самоутверждение за счет других, так же не является редкостью, здесь в бой вступают манипуляции, связанные с финансовой зависимостью, издевательствами и прилюдным унижением. Не всем начальникам хватает образования и профессионализма, чтобы справиться с собственными неудачами или нарциссизмом. Как итог, работник не сумевший дать отпор нападкам в его сторону становиться зависимым от мнения агрессора. Его не увольняют, держат до последнего, даже иногда подбадривая, чтобы он не ушел и можно было самоутверждаться за счет него и в дальнейшем, а за одно и других держать в страхе.

Тиранию сотрудников используют так же те руководители, которые сами воспитывались в такой форме, в стиле «Я начальник, ты дурак», и считают ее нормой. В данном случае, горе начальником движет такой же страх потерять работу, как и его подчиненными, и что нужно сделать все, чтобы ее не лишиться.

Более редкие случаи, когда руководитель подбирает себе в коллектив таких как он, склонных к абьюзу, насмешкам и издевательствам. В таких «амбициозных» и надменных сообществах, находят себе жертву и высмеивают, и унижают, как за глаза, так и прилюдно. Лишаясь же такого изгоя, они находят замену среди своих или принимают в «дружный коллектив» другого. При чем все происходит с подачи или молчаливого одобрения руководства.

На самом деле, не так важно поступает ли абьюзер осознанно или повинуется спонтанному «чувству голода». Важно то, что любой человек попавший в такие абьюзивные отношения в роли жертвы, рано или поздно перестает интересоваться собой, своим здоровьем, и накопительный эффект на фоне стресса начинает давать сбои в организме, что ведет в последствие к серьезным проблемам с психическим и физическим здоровьем.

Но, не все так плохо!

Главное вовремя распознать абьюз и суметь поставить себя и свои чувства «во главу угла», а не идти на поводу манипулятора и собственных заблуждений. И понять, что покинуть такие отношения никогда не поздно, и даже чем раньше, тем лучше.

В своем выпуске подкаста, мы решили обсудить, тот самый – абьюз на работе, и к чему он может привести! У каждого разный опыт. Каждый познакомился с ним по-своему. Но каждый из нас не хочет попадать в него снова.

А с каким абьюзом на работе сталкивались вы? Напишите нам в комментарии.

Приятного прослушивания! И будем рады узнать ваши истории

Все выпуски подкаста про отношения можно послушать на Яндекс Музыка Подкаст Давай обсудим