Стихи для детей — особое явление в литературе. Они остаются с каждым из нас на всю жизнь, и речь даже не о текстах: развитое воображение, языковое чутьё, богатая эмоциональная палитра — всё это появляется, когда малыши с увлечением повторяют, казалось бы, простые строки Агнии Барто или Сергея Михалкова. Мы решили вспомнить детских поэтов, чьи имена не так часто, как хотелось бы, бывают на слуху, а также поделиться некоторыми их произведениями. Читайте статью до конца и присылайте любимые детские стихи в комментарии!
Тимофей Белозёров (1929–1986)
Сегодня имя омского поэта Тимофея Белозёрова зачастую вспоминают в связи с тем, что он якобы приходится двоюродным дедушкой продюсеру и музыканту Максиму Фадееву. Так это или нет, доподлинно неизвестно. А вот то, что Белозёров написал не меньше 60 прекрасных книг для детей, — факт.
Поэтика его произведений во многом вдохновлена сельским детством и природой. Стихи Белозёрова, то задорные, как «Огородный Подрастай», то лирические, как «Лесной Плакунчик», неизменно затрагивают в душе светлые струны. И вот маленький читатель уже чувствует ароматы пшеницы, даже если никогда её не видел, верит в чистую дружбу, заряжается солнечными эмоциями. Давайте и мы вспомним одно из самых задорных и оптимистичных стихотворений поэта.
Лето
Лето, лето, сказочное лето!
От чудес кружится голова…
Вот в кольчугах радужного цвета
Из реки выходят острова!
В чешуе, в мерцании ракушек,
С непокрытой гривой тальников,
Из дворов прибрежных деревушек
Молча в плен уводят рыбаков…
На пески, затянутые тиной,
К мелководьям, острым, как мечи,
То косяк опустится гусиный,
То, горланя, свалятся грачи.
Лето, лето…
С песней недопетой
Ждёт дождя горячая трава.
Вместе с солнцем, в мареве рассвета,
Из реки
Выходят
Острова!
(Источник: сайт «Культура.РФ»)
Даниил Хармс (1905–1942)
Историк литературы Николай Харджиев в книге «Статьи об авангарде» отмечал, что Хармс не любил писать для детей, но произведения получились хорошими, поскольку тот «не мог писать плохо». Почему же он это делал? Ответ прост: ради заработка. Однако это не умаляет ни ценности, ни прелести его стихов, рассказов и сказок.
Хармс умел «разговаривать» с детьми на их языке. Его стихи во многом похожи на игровой фольклор: считалки, кричалки, загадки, небылицы-перевёртыши. При этом за простотой и «детскостью» его слога стоит большая художественная работа: воображение живо рисует образы, которые создал поэт, а музыкальность текста позволяет легче его запоминать. Стихотворение «Кораблик» — один из ярких примеров, которые позволяют нам в этом убедиться.
Кораблик
По реке плывет кораблик.
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты.
(Источник: сайт «Культура.РФ»)
Ирина Пивоварова (1939 – 1986)
Пивоварова умела и любила писать для детей, считала, что делать это нужно непременно в приподнятом, даже праздничном настроении. Из-под её пера вышло порядка 15 книг, которые включали не только стихи, но и рассказы, повести.
Изюминка произведений Пивоваровой в том, что они дают читателю возможность открыть для себя нечто новое, удивиться даже самым простым вещам. В её художественном мире всё легко и естественно — как в реальной жизни большинства детей. Сюжеты изложенных в стиховой форме историй довольно незамысловаты, однако писательница превращает сам процесс «рассказывания» в увлекательную игру. Например, это хорошо видно в стихотворении «Тайна».
Тайна
Я тебе открою тайну,
Никому не говори!
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец,
Обойдёшь засохший пруд…
Там, у старой
Водокачки,
Под забором
Две собачки
Громко косточку
Грызут!
(Источник: «Жила-была собака», И. Пивоварова)
Екатерина Серова (1919 – 1984)
Когда будущая поэтесса была совсем маленькой, старшая сестра читала ей произведения Шарля Перро и Александра Пушкина. К пяти годам Серова научилась читать сама, освоила Шекспира — и понеслось! Творческая девочка стала сама писать сценарии, ставить спектакли, делать костюмы и исполнять роли. Слово всегда было для неё чем-то волшебным, и эту магию она смогла донести до читателей в своих стихах.
Её произведения для детей наполнены нежностью и любовью к каждой мелочи жизни: игрушечным жирафам, нарядным одуванчикам, беззащитным жучкам. Стихи ненавязчиво учат ребят бережному отношению ко всему живому, доброте, светлому взгляду на мир. Например, в стихотворении «Тополиная метель» автор показывает, как легко обнаружить невероятную радость в, казалось бы, самом обыденном явлении природы.
Тополиная метель
Забавно видеть, как метель,
Вдруг забушует летом!
Наверно, веселится ель,
Смеётся клён при этом!
Под дубом ёжик фыркнет вслух…
И девочка хохочет,
Когда лукавый нежный пух
Ладони ей щекочет.
(Источник: «Только радость», Е. Серова)
Зинаида Александрова (1907 –1983)
Уже почти 100 лет дети в нашей стране поют на новогодних утренниках «Маленькой ёлочке холодно зимой…», и многие из них даже не подозревают, что эта песня — не народная. Стихи написала в начале 1930-х годов тогда ещё дебютирующая на поэтическом поприще Зинаида Александрова.
Её тексты сразу полюбились маленьким читателям, ведь в них всё «живое»: и дождик, и «моющие спинки» осинки, и весёлый гром. При этом они поучительные, но без занудства: Александрова мягко объясняет малышам простые житейские истины, учит их добру, заботе о ближнем, поддержке, иногда —ласково высмеивает детские шалости и проказы, как, например, в стихотворении «Купание».
Купание
Визжит поросёнок: «Спасите!..»
Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю,
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит: — Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну!..
Вот оба они помыты,
Надуты, слегка сердиты.
С коленок отмыты пятна.
Купаться было приятно…
— Чего же ты, Оля, кричала? —
И Оленька отвечала:
— Кричал поросёнок Тошка,
А я помогала немножко!
(Источник: «Мой мишка», З. Александрова)