Так в моей практике произошел такой случай. Меня назначили Финансовым управляющим гражданина, который имел в собственности садовый дом.
Без моего ведома, гражданин (банкрот) обратился в районную администрацию с заявлением о признании садового дома жилым, причем были скрыты обстоятельства банкротства.
Получив решение Администрации района, документы были представлены в Управление Росреестра, совершены регистрационные действия по внесению изменений в Едином государственном реестре о смене назначения дома.
После этого, с вышеуказанными документами должник обращается в паспортный стол, прописывает себя и родственников в вышеуказанный дом, а также заявляет об исполнительском иммунитете на этот дом (дом не подлежит взысканию по ст.446 ГПК РФ).
По заявлению Финансового управляющего, решением арбитражного суда признаны недействительными: решение Администрации и действия Управления Росреестра по внесению на основании решения Администрации в ЕГРП изменений об объекте недвижимости (назначение дома).
Арбитражный суд указал на следующее:
В силу ч.1 ст.198, ч.4 ст.200 АПК РФ граждане и иные лица вправе оспаривать незаконные действия государственных органов.
Статья 213.25 Закона о банкротстве определяет имущество гражданина, подлежащее реализации в случае признания гражданина банкротом и введения реализации имущества гражданина. На основании пункта 1 названной статьи Закона все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со статьей 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Перевод помещений из жилых в нежилые и наоборот производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Исходя из положений части 1 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Документом, подтверждающим перевод помещения из нежилого в жилое, является уведомление о переводе нежилого помещения в жилое помещение, подготовленное по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2005 N 502 "Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
В соответствии с п.9. ч.5 ст.8 Закона №218-ФЗ назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте, которые вносятся в кадастр недвижимости. В соответствии с положениями п.22.ч.1 ст. 32 Закона №218-ФЗ сведения о признании жилого дома садовым домом или садового дома жилым домом подлежат внесению в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, в целях реализации положений части 11 статьи 54 и при наличии решения принятого в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возможна путем представления в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости (путем заполнения реквизита 3.1 и строки "иные предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения" в реквизите 3.1.1).
Закон о банкротстве в части правоотношении в сфере законодательства о банкротстве является специальной нормой по отношению к законодательству, регламентирующему общие правоотношения, в том числе, Гражданскому кодексу РФ, Жилищному кодексу РФ, Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, Постановлению Администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от 08.04.2021 № 33.
В силу абзаца второго пункта 5 статьи 213.25 Закон о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично. Данное положение представляет собой ограничение правомочий собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации). Неизбежным следствием такого ограничения является и ограничение процессуальных прав такого лица по делам, касающимся его имущественных прав, включая право на обращение в суд (пункт 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2021 N 36-П "По делу о проверке конституционности абзаца пятого пункта 6 11 А55-17757/2021 статьи 213.25 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой гражданина П.Л. Чепкасова").
Распоряжение имуществом в гражданском праве одно из правомочий собственника, позволяющее ему по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (продавать, менять, дарить и др.), передавать им, оставаясь собственником, права владения и пользования имуществом, передавать им право распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог, распоряжаться им иным образом. Распоряжением определяется юридическая судьба имущества
Учитывая, что действия с изменением назначения конкурсной массы должника - перевод дома из нежилого в жилой напрямую изменяют юридическую судьбу имущества (например, допуская регистрацию по месту жительства и прочие правовые последствия), то должник совершил распоряжение имуществом, на которое распространяются ограничения абзаца второго пункта 5 статьи 213.25 Закон о банкротстве.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2018 N 305-ЭС18-15724, тот факт, что жилое помещение является единственным жильем, не является безусловным основанием для исключения данного имущества из конкурсной массы, а исследованию подлежат обстоятельства добросовестности должника (с учетом повышенного стандарта доказывания), которые в своей совокупности, могли привести к тому, что иное имущество, в том числе жилые помещения, выбыли из собственности должника, что и привело к тому, что спорное имущество приобрело статус единственного.
В результате совершения указанных действий по переводу дачного дома в жилое строение могло привести к уменьшению имущества должника, а соответственно конкурсной массы.
Необходимо учитывать, что в случае, если должник в ходе рассмотрения дела о несостоятельности в ущерб интересам кредиторов совершает односторонние действия, направленные на изменение статуса объекта, защищенного исполнительским иммунитетом, такие действия могут быть квалифицированы как злоупотребление правом.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отсутствие вины органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, в нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца (заявителя) не является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Специальные положения пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве устанавливают правовые последствия, согласно которым все права в отношении имущества составляющие конкурсную массу, в том числе на распоряжение, осуществляются только финансовым управляющим и не могут осуществляться гражданином лично, сделки, совершенные гражданином, ничтожны.
При таких обстоятельствах, учитывая публичную процедуру банкротства, при размещении судебных актов в общедоступном официальном федеральном информационно-справочном ресурсе "Картотека арбитражных дел" регистрирующий орган вправе был обеспечить проверку реализации гражданином, признанного банкротом, обращаться лично для совершения действий по внесению изменений в сведения ЕГРН.
Таким образом, предостерегаю коллег, бойтесь односторонних действий должника, которые могут повлечь такие последствия, в результате чего придется участвовать в процессах по возврату имущества.
Автор Сафронов А.В.