Сериал «Бандитский Петербург» в начале двухтысячных имел столь оглушительный успех, что каждый актер, задействованный в фильме, стал узнаваем, а артисты, сыгравшие главные роли, и вовсе стали звездами первой величины в России.
Обстановка в стране благоприятствовала популярности фильма: криминальная тема и коррупционная проблематика, которые поднимались в детективном сериале, просто «висела в воздухе». Простой обыватель с интересом заглядывал в «бандитское закулисье», сопереживая и неподкупным героям правопорядка, и очаровательным бандитам, которые порой вызывали у зрителя смесь страха, омерзения и уважения.
Писатель и журналист Андрей Константинов и другие сценаристы, чьи произведения легли в основу сюжета сериала, потрудились на славу: их персонажи получились настолько правдоподобными, что у зрителей и кинокритиков по сей день не остается сомнений в том, что у каждого из героев в жизни был реальный прототип. В своих интервью авторы сценария до сих пор аккуратно обходят прямые вопросы журналистов о том, чьи личности были «моделями» для героев фильма. Но по их скупым уклончивым ответам, а также по данным и материалам, которые есть в открытом доступе, можно провести некоторые параллели и определить примерные прототипы персонажей нашумевшего детектива.
Так, главный герой остросюжетного сериала, журналист Андрей Викторович Обнорский (Серёгин), которого блестяще сыграл Александр Домогаров, был определенно списан с самого автора, Андрея Константинова. Как и его прототип, чемпион-дзюдоист Серёгин по окончании Ленинградского Гуманитарного Университета, работал в горячих точках и, повидав всякое, стал журналистом в газете. По роду деятельности герой знает лично многих преступников, в том числе высокого ранга, знаком со многими сотрудниками правоохранительных органов. Таким образом, как и сценарист Константинов, персонаж Домогарова знает несколько иностранных языков, а вдобавок находит и общий язык с криминалитетом.
Неожиданное и смелое интервью, которое дал сценаристу Константинову «специалист по антиквариату» Юрий Алексеев – настоящий вор в законе по кличке Горбатый, дает основания полагать, что этот преступник был прототипом для другого одиозного персонажа детектива – Юрки-Барона. Известно, что еще в 1992 году Горбатый находился в заключении. Умирая в тюремной больнице от онкологического заболевания, он успел дать Константинову интервью, в котором упоминал о темных делишках и махинациях с ценностями из запасников Эрмитажа. Сюжетная линия сериала строилась вокруг темы подмены живописных полотен подделками, что вызвало информационный шум и возмущение руководства музея после того, как фильм вышел на экраны. Возможно, Константинов попал в цель, ведь дыма не бывает без огня. Возможно, все это просто совпадение.
Другой яркий и противоречивый персонаж остросюжетного фильма – криминальный авторитет Виктор Говоров (Антибиотик), которого сыграл актер Лев Борисов. Персонаж Борисова весьма напоминает лидера преступной группировки Тамбова – Владимира Кумарина, реального человека, державшего некогда в своих руках ниточки от всего преступного мира Петербурга, этакого русского профессора Мориарти. Для того, чтобы персонаж фильма получился правдоподобным, актер Борисов лично встречался с Кумариным. Известно, что когда фильм вышел на экраны, сложный персонаж Борисова вышел столь многогранным и объемным, что творческий успех артиста пришелся по душе самому криминальному авторитету Кумарину, который даже выразил актеру свою благодарность «за честность», а также готовность помочь артисту, если это потребуется. Были и курьезные случаи: впечатленные правдоподобной игрой актера чересчур впечатлительные зрители даже затевали с ним в драки, завидев Борисова на улице, а другие – подобострастно просили автограф псевдо-авторитета на пиковом тузе в знак почтения.
В одном из своих интервью на вопрос о том, кто стал прототипом адвоката Челищева (Дмитрий Певцов), Константинов ответил, что это целиком вымышленный персонаж. Но журналистское расследование газеты «Московский комсомолец» показало, что судьба и характер Челищева точь в точь совпадают с жизненным путем некоего петербургского юриста по имени Борис Бравер. Как оказалось, в криминальных кругах его прозвали «адвокат Борух». Сам автор такое удивительное совпадение не исключает, подчеркивая, что впервые услышал о таком человеке уже после выхода сериала на экраны. И все это удивительное совпадение.
Принципиальный и неподкупный майор Кудасов (Евгений Сидихин), о которого по сюжету фильма «ломали зубы» преступники всего Петербурга, списан как с натуры с сотрудника управления по борьбе с организованной преступностью, Николая Николаевича Аулова. Персонаж яркий, местами до наивности щепетильный, но последовательный и упорный, Кудасов добивается своего, демонстрирует моральное превосходство не только над криминалитетом, но и над своими нечистыми на руку коллегами, которые оказываются более сговорчивыми перед лицом устрашающих бандитов с их «тридцатью сребрениками».
Несмотря на явное портретное сходство персонажей и их прототипов, а также удивительные совпадения в линиях судьбы героев и сюжета сериала, Константинов продолжает настаивать, что персонажи его сценария являются собирательными образами, а все события в фильме – вымышленными. Дескать, картина была создана для того, чтобы максимально достоверно передать атмосферу криминального закулисья Петербурга и страны, а не снять документальное кино. И даже в таком случае стоит признать, что со своей задачей Константинов и его коллеги справились весьма хорошо.