Память 17 марта
Святой Даниил является родоначальником московских князей и основателем Великого московского княжества.
Во всей своей жизни он являл собой пример христианского миролюбия и благочестия, нелицемерной любви к ближним и врагам. Его трудами и молитвами созидалась Первопрестольная, чтобы стать третьим Римом до Второго пришествия Христова.
Святой благоверный князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году и был четвертым сыном святого Александра Невского и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.
Князь Даниил никогда не ссорился со своими ближними, не участвовал в междоусобных бранях, которые в то время были весьма нередки. Он получил в наследие от родителя Москву, сначала как удельное княжество, а впоследствии возвеличенное им, сделалось оно и Великим княжеством. Благодать Божия осеняла миром и благоденствием своего избранника; если случались когда семейные неурядицы в окрестностях его княжения, Даниил вооружался не для войны, а для мира, ибо мудрость его была сильнее всякого оружия, кроткие его слова, растворенные любовью, разрушали всякую вражду. На таких основаниях будущая столица процветала и делалась сердцем России.
На Красном берегу Москвы-реки благоверный князь соорудил церковь во имя своего Ангела — преподобного Даниила Столпника — и при ней обитель, в которой сам пожелал окончить свои дни. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным. Князь Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Неспокойно было на Руси. Междоусобицы между удельными князьями были постоянными. И часто, благодаря благоверному князю Даниилу, его неустанному стремлению к единению и миру на Русской земле, удавалось предотвратить кровопролитие. Когда в 1293 году его брат, великий князь Андрей Александрович, вместе с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем ("Дюденева рать") опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора было явно не достаточно. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.
В 1300 году рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, решил внезапно напасть на земли Московского княжества. Узнав о воинственных намерениях рязанского князя, преподобный Даниил решил опередить его. Он подошел с войском к Рязани, разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар. Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но очень важная, давшая русским людям почувствовать свои силы в борьбе с ордынцами. Росток этой победы вырос в могучее дерево русской славы на Куликовом поле.
Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников - татар, князь Даниил не воспользовался своим военным успехом, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия. За все время своего княжения он никогда не брался за оружие для захватнических целей, не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Однако святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Скончался благоверный князь 4 марта.
Его старший сын Юрий княжил тогда в Переяславле. Преданные ему граждане не отпустили его на погребение отца, опасаясь великокняжеских крамол. В последний путь всея земли проводил благоверного князя его второй сын, Иоанн, прозванный за нищелюбие Калитою. Он еще более укрепил и прославил Московское княжество, предав ему достоинство Великого, утвердив Москву главой всей Руси.
Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Даниловская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским. С течением времени погост этот запустел и самое место погребения князя Даниила было забыто; сохранилась только церковь.
При правнуке Великого князя Иоанна Калиты — Иоане III, произошло чудесное событие - первое явление блаженного Даниила. Однажды великий князь ехал с дружиной мимо Даниловского погоста и под одним из отроков спотыкнулся конь и упал на самом кладбище. Юноша остановился, чтобы поднять своего коня, но внезапно предстал перед ним неведомый муж; ужас овладел юным оруженосцем. “Не бойся, — сказал ему явившийся, — я христианин и господин сему месту. Имя мое Даниил, князь Московский. Изволением Божиим положен я на месте сем. Ты же скажи от меня Великому князю Иоанну: себя ты всячески утешаешь, зачем же предал меня забвению? Но если ты и забыл меня, то Бог меня никогда не забудет”. Сказав сие, явившийся скрылся. Испуганный юноша быстро вскочил на коня и настиг дружину. Великий князь, видя растерянный вид юноши и бледность его лица, спросил, что с ним случилось. Юноша подробно рассказал ему о видении. С тех пор Великий князь приказал совершать соборно панихиды по родственникам-князьям, раздавать обильную милостыню нищим и учредил трапезу для братии монастыря.
Другой раз случилось сыну Великого князя Василию проезжать со всем своим синклитом мимо Данилова монастыря. Один из его вельмож князь Иван Михайлович Шуйский, чтобы сесть на коня, ступил на гробовой камень, лежавший с давних лет над могилой блаженного Даниила. Находившийся рядом с ним благочестивый поселянин удерживал Шуйского, говоря ему: “Не дерзай садиться на коня с этого камня — под ним покоится Великий князь Даниил Московский”. Шуйский, видя запустение места и не обращая внимание на предостережение простолюдина, самонадеянно возразил: “Мало ли таких князей!” Но в то мгновение, когда он садился на коня, лошадь стала на дыбы и мертвой опрокинулась на землю. Едва живым вытащили Шуйского из-под коня. С чувством раскаяния велел он отслужить панихиду над гробом Великого князя Даниила и молитвами его получил здравие.
Царь Иоанн Васильевич, слыша о чудесах, истекавших от могилы его блаженного предка, сам благоговейно присутствовал при соборных панихидах, совершаемых над гробницей и велел восстановить Даниловскую обитель.
В 1652 году, при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне, были обретены нетленные мощи благоверного князя Даниила и 30 августа (12 сентября по новому стилю) торжественно перенесены в церковь Святых отцов семи Вселенских Соборов. В этот день было установлено церковное празднование.
В XX веке, в первые послереволюционные годы, нетленные мощи князя Даниила, милостью Божией, не привлекли внимания разрушителей Церкви и находились в храмах Данилова монастыря до окончательного его закрытия в 1930 году. Последним местом пребывания святых мощей был храм Воскресения Словущего в Даниловской слободе, где на время обрели пристанище изгнанные из родной обители иноки. Этот храм был закрыт в 1932 году, и мощи бесследно исчезли. Монастырь возвращен Православной Церкви в 1983 г. После возрождения монастыря в него были возвращены лишь частицы мощей его святого основателя, сохраненные насельниками и прихожанами в 20-е годы прошлого столетия. Эти частицы ныне находятся в раке и в ковчежце в монастырских храмах. По воскресеньям вечером, продолжая существовавшую с 1918 года традицию, пред ковчежцем со святыми мощами соборне служится акафист благоверному князю Даниилу.
В 1997 в Москве над Серпуховской заставой установлен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.
Дорогие братья и сестры!
Просим помочь храму Вмч. Димитрия Солунского в Яковлево (Сергиево-Посадский г. о.) в издании книги «И остави нам долги наша». Книга недавно получила одобрение Издательского совета Русской Православной Церкви. Автор – протоиерей Вячеслав Брегеда делится своим многолетним опытом служения в храме-часовне при Московской областной психиатрической больнице № 5 г. Хотьково и другими душеполезными повествованиями. Регулярно публикуется в журнале «Русский дом» и известен православному читателю по ранее вышедшим его книгам. В прошлом году книга протоиерея Вячеслава Брегеды «Духовные светильники Карагандинской земли» стала лауреатом конкурса Издательского совета РПЦ «Просвещение через книгу». Пожертвования можно перечислить на карту Сбербанка России: 4276 1609 1314 5786.
Помогай нам всем Бог!