Найти тему

Противостояние с логикой: как ловили неуловимого К-к-кротова

В 1985 году страна познакомилась с одним из самых мерзких киногероев в истории советского кино. Никакие прошлые кинопредатели не могли с ним сравниться, и только талант московской милиции не позволил злодею уплыть на моторке в Турцию или улететь в Израиль.

Юлиан Семенов и Вячеслав Тихонов, 1970-е
Юлиан Семенов и Вячеслав Тихонов, 1970-е

Юлиана Семёновича Семёнова можно смело назвать родоначальником жанра правдоподобного абсурда в приключенческой литературе и особенно в советском кино. В небольших фильмах по его сценариям ляпов и сюжетных несостыковок немного, но в многосерийках он размахивался на полную катушку. К примеру, легендарный и любимый несколькими поколениями зрителей телесериал Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны", созданный по книге и сценарию Юлиана Семёнова, являет собой огромную параллельную вселенную, где бесполезно выискивать какие-то отдельные ляпы или несостыковки в сюжете или несовпадения с реальными историческими событиями. Практически всё, что придумано Семёновым, никогда не существовало в реальности и не могло существовать, несмотря на то, что сам писатель говорил о кропотливой работе с гигантским количеством архивов. Замечательный историк Константин Залесский даже написал целую книгу "Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха", в которой убедительно доказал, что в реальности Семёнов создал симулякр советской системы госбезопасности 30-х годов, и именно по её законам в фильме работают гестапо под руководством Мюллера и разведка Шелленберга.

-2

Пятисерийное "Противостояние" отмечено ляпами чуть меньшего масштаба, но и здесь абсурда сколько угодно. Обратимся к основным перипетиям истории. Сразу скажу, что книгу я не читал, хотя, возможно, в ней какие-то сюжетные неразберихи фильма проясняются. Но ведь зрители и не обязаны читать книгу перед тем, как смотреть фильм в кино или по телевизору, чтобы понять происходящее. Итак, в картине 1980-й год, в котором и разворачивается захватывающая история с обнаруженным в мешке неподалёку от шоссе из аэропорта в вымышленный город Нардын трупом без головы и кистей рук. Мы так и не узнали, куда же делась голова этого трупа. Если преступник так мастерски мог её спрятать, почему он точно так же не поступил и с самим телом, а броосил его прямо у дороги? У него ведь была "Волга" с вместительным багажником, а вокруг непроглядная ночь с дождем и снегом – вози, куда хочешь. Утопи труп в море, закопай или отнеси на болото, куда ты ходишь на охоту, и его никогда больше не найдут, так что тебе даже сбегать никуда не придётся. Ведь это же опытнейшей (!) убийца и предатель, а не простой мужик, стукнувший кого-то по пьяни. К слову, пьяную жертву и убивать-то не требовалось. Но разве мы увидели бы тогда замечательного Олега Басилашвили, который играет полковника Костенко?

Валерий Парменов и Олег Басилашвили в фильме "Противостояние", 1985
Валерий Парменов и Олег Басилашвили в фильме "Противостояние", 1985

Необходимость отправки целого московского полковника в далёкий северный город Нардын в связи с обнаруженным трупм сомнительна, но её можно принять. В конце концов, обезглавливание кажется слишком уж необычным для этих мест, и начальство вполне могло отправить опытного специалиста, чтобы он помог местным товарищам в обнаружении кровожадного преступника. Герой Олега Басилашвили быстро начинает допрашивать местных мясников, имеющих дело с разделкой туш, которым по силам отрезать от тела голову и кисти рук. По его мнению, с расчлененкой не мог бы справиться никакой другой человек. А далее перед нами проходит целая галерея алкоголиков, деградантов, толстых женщин, закомплексованных ветеринаров, портных-шоферов и прочих не очень приятных персонажей, которые населяют город Нардын. Не знаю, было ли это режиссёрским решением Семёна Арановича, или просто так получилось, но не один показанный в этом фильме житель города (как плохие, так и хорошие) не вызывает ни внешней, ни человеческой симпатии кроме милиционера с женой. И глядя на быт горожан, который отображается в картине во всей красе, сразу хочется кому-то отрезать голову и бежать в Сухуми. Как там мазохист Кротов жил столько лет?

Олег Басилашвили и Мурман Джинория в фильме "Противостояние", 1985
Олег Басилашвили и Мурман Джинория в фильме "Противостояние", 1985

У полковника Костенко есть молодой коллега майор Кардава (Мурман Джинория). Тот остается в Москве и отправляется, судя по всему, в архив МВД. А потом неожиданно выдаёт начальнику, что точно такое же убийство с отрезанием головы было зафиксировано весной 1945 года у города Бреслау. Впоследствии мы узнаем, что именно там творил свои чёрные дела Николай Кротов. Неужели на немецкой земле, которая в тот период была усыпана сотнями тысяч трупов солдат и мирных жителей, каждый обнаруженный покойник вызывал повышенное внимание следователей советского МГБ и каждый случай расследовался? Ну тогда объём данного архива должен был в Москве занимать целый квартал, если учесть количество смертей хотя бы в последние месяцы войны. Или представителей МГБ удивило отсутствие головы у трупа? Но кругом тогда творился настоящий ад, где было очень много покойников и без рук, и без нег, и без голов, и с развороченными телами, так что именно это труп вряд ли мог привлечь столь пристальное внимание, ведь он даже не был идентифицирован, как советский солдат. А если именно такой способ убийства выглядел настолько удивительным, то зачем к нему прибег Кротов? Видимо, он любил театральные эффекты.

Андрей Смоляков в фильме "Противостояние", 1985
Андрей Смоляков в фильме "Противостояние", 1985

Далее оказывается, что предатель прятался у обочины дороги, где и перехватил морячка Гришу Милинко (Андрей Смоляков), прикончил, переоделся в его форму и обувь, которая ему идеально подошла, забрал его документы, автомат ППШ и куда-то пошёл. И вот здесь возникает главный вопрос, который всегда мучил меня при просмотре этого фильма. Куда с чужими документами попёрся Кротов-Милинко? Куда вообще шёл этот парень Гриша? Вряд ли его демобилизовали, и он пешком отправился из Бреслау в свою деревню, поскольку война ещё продолжалась, а морячок выглядел вполне себе здоровым. Да и не выдают дембелям на память автоматы. Скорее всего, он мог пешком добираться до своей части, либо просто следовать обратно на фронт из какого-нибудь госпиталя опять же в родную часть. В любом случае, куда потом с его документами девался Кротов? Он что по собственной воле пристал к какой-то другой части, или самодемобилизовался, или просто ходил по окрестным деревушкам? Первый же патруль СМЕРШа должен был внимательно рассмотреть его документы и отправить по месту назначения или на допрос, где Кротов был бы немедленно разоблачён. Он ведь не знает ничего об этом Грише, включая самых элементарных вещей - имени командира части, лиц и имён сослуживцев, мест дисклокации, то есть абсолютно чистый лист. А если с ним встретится хоть кто-то, знакомый с настоящим Милинко? Как долго вы бы просуществовали, отняв документы и форму у какого-нибудь солдата во время войны почти на линии фронта?

Андрей Болтнев в фильме "Противостояние", 1985
Андрей Болтнев в фильме "Противостояние", 1985

Юлиан Семёнов мастерски решил эту нерешаемую проблему - нам просто ничего не показали из того, что происходило с Кротовым после того, как он убил морячка. Известно лишь, что лжеГриша всё-таки вернулся в Советский Союз вместо того, чтобы драпать на Запад, и устроился на Севере, где долго работал таксистом – почти до самой пенсии. В свободное от работы время он промышлял охотой, мыл золотишко, явно неплохо зарабатывая, и жил бы так дальше, пока в его жизни не появился человек с золотым самородком (очевидно, это что-то совершенно невероятное в крае, где все добывают золото). Сам по себе небедный Кротов, у которого наверняка было достаточно золота и денег, почему-то решает этого человечка зверски убить. Каков же его дальнейший план? Неужели самородок должен был обеспечить предателю безбедную старость где-нибудь в Турции, куда Кротов явно планировал удрать на моторной лодке по Черному морю с помощью своего впоследствии повесившегося приятеля? Опять-таки, было бы интересно услышать версию Юлиана Семёнова, но писатель и здесь изящно промолчал - в фильме эта мотивация полностью отсутствует. Ясно лишь, что Кротов куда-то хотел сбежать, и что ему для этого нужно золото. Причём у него явно имелся какой-то очень хороший план, ведь его кровожадная возлюбленная Анна Петрова (Наталья Сайко) согласилась участвовать в убийстве. Косвенно о намерениях Кротова сбежать за границу говорит и эпизод с родственником Анны штурманом дальнего плавания Пастуховым (Юзеф Мироненко), у которого Анна просила раздобыть валюты за границей.

Наталья Сайко в фильме "Противостояние", 1985
Наталья Сайко в фильме "Противостояние", 1985

После провала своего плана так и не обнаруживший самородок Кротов вместе с Анной летит в Сухуми. Там он избавляется от женщины, у которой должен родиться ребёнок (мы помним, что у Семёнова злодей - всегда суперзлодей), оставляя её точно в таком же мешке и точно с такой же отрубленной головой и кистями рук, чтобы у милиции не было никаких сомнений в том, что это оба этих убийства совершены одним человеком. Ему ещё следовало бы оставлять на месте каждого преступления бубнового валета из колоды. После чего Кротов начинает тратить время на объезд всех своих родственников и знакомых, которые могли иметь его детские и юношеские фотографии, для того, чтобы их выкрасть. Но зачем он это делает? С чего он вообще взял, что кто-то может догадаться о его реальном происхождении? Он 35 лет жил под фамилией Милинко, так что искать будут именно Милинко, почему милиция вдруг решит, что это бывший красноармеец Кротов, который пропал без вести в 1942 году?

Олег Басилашвили, Ольга Семенова и Семен Аранович на съемках фильма "Противостояние", 1985
Олег Басилашвили, Ольга Семенова и Семен Аранович на съемках фильма "Противостояние", 1985

Параллельно с преступлениями Кротова мы наблюдаем за тем, как полковник Костенко идёт по его следу, как обычно для Семёнова, одновременно осторожно поднимая социальные проблемы советского общества. Если в "Петровке 38" был поставлен вопрос о работе частных портных на дому, и роль одного из таких исполнил Иван Рыжов, то в "Противостоянии" дочь самого Юлиана Семёновна, играющая журналистку Киру Королёву (Ольга Семёнова), сталкивается с равнодушием и перестраховщиками в администрации города, с которыми нужно бороться. Местный полицейский начальник майор Жуков (Юрий Кузнецов) поднимает вопрос о необходимости открытия частных кафе и ресторанов, как средства борьбы с алкоголизмом. Наконец, возникает и тема плохого освещение города, а нам показывают вредного председателя горисполкома и хорошего главу горкома. Отметим, что само обнаружение информации о Николае Кротове с помощью "немецких товарищей" в архивах гестапо похоже на рояль в кустах, но простим это сценаристу, поскольку таких "костылей" в любых приключенческих фильмах полно.

Андрей Болтнев в фильме "Противостояние", 1985
Андрей Болтнев в фильме "Противостояние", 1985

Дальнейшие метания Кротова связаны с желанием пополнить коллекцию драгоценных металлов и ювелирных камней перед тем, как отплыть на лодке в Турцию. Очевидно, сам Кротов искренне считал, что если границу какого-то государства незаконно пересекает человек с мешком золота за спиной, то местные власти спокойно пожмут ему руку, выдадут документы и поскорее переправят в ближайший ломбард, для того, чтобы он там начинал свой бизнес. Видимо, он забыл замечательную финальную сцену в культовом романе Ильфа и Петрова "Золотой телёнок", где такой переход границы попробовал осуществить сам Остап Бендер с известными последствиями. А, может, просто не читал, ведь Кротов не любил художественную литературу.

"Палач Хатыни" Григорий Васюра на суде
"Палач Хатыни" Григорий Васюра на суде

Насколько правдоподобна фигура самого Кротова? В СССР даже в 1980-е годы обнаруживались живущие десятилетиями бывшие предатели из числа наших сограждан, которые умело и долго скрывали своё прошлое. Естественно, что ни с какими самородками они не убегали и голов никому не отрезали, а находили их часто чисто случайно, после чего они несли заслуженное наказание. Один из самых ярких примеров - фашистский каратель Григорий Васюра, бывший лейтенант Красной Армии и "палач Хатыни". На его совести огромное количество жизней, а попался он только в 1985 году, когда пришёл в военкомат требовать Орден Отечественной войны в честь 40-летия Победы. Только тогда его личность ещё раз проверили и убедились, что это отпетый негодяй. Через некоторое время он был приговорён к расстрелу. При этом Васюра ранее уже проходил через суд, и его даже осудили к 25 годам тюремного заключения (правда, вскоре амнистировали) за сотрудничество с фашистами, но тогда не было доказано, что он участвовал в карательных операциях.

Андрей Болтнев в фильме "Противостояние", 1985
Андрей Болтнев в фильме "Противостояние", 1985

Юлиан Семёнов в свойственной для себя манере решил придумать "фашистского Джеймса Бонда", обладающего множеством удивительных навыков вроде прицельной стрельбы из невесть откуда появившегося пистолета с расстояния в 300 метров. При этом перед зрителем должен был предстать абсолютный, стопроцентный мерзавец, негодяй до мозга костей, убивающий любимую женщину с ребёнком внутри, отрезающий головы, стреляющий в собственных родственников. Но надо сказать, что режиссёр Семён Аранович, а также блестящая команда артистов с работой справилась. Получился вполне себе смотрибельный детектив, который часто повторяют по телевизору и любят пересматривать. Он был снят ещё до начала перестройки, поэтому не насыщен "чернухой", которой полно, к примеру, в ленте "Вход в лабиринт" по роману братьев Вайнеров – последних экранизированных в СССР приключениях следователя Тихонова (в фильме Муромцев). Перед нами множество больших и малых актёрских работ, и здесь нельзя найти артистов, которые бы со своей задачей не справились - в этом плане фильм снят идеально. Он выдерживает стилистику, сохраняет напряжение от первой до последней минуты, не кажется затянутым, хотя в нем и есть несколько явно вставных эпизодов.

Андрей Болтнев и Андрей Миронов в фильме "Мой друг Иван Лапшин", 1984
Андрей Болтнев и Андрей Миронов в фильме "Мой друг Иван Лапшин", 1984

Ну а прекрасный актёр Андрей Болтнев, к сожалению, для большинства зрителей так и остался в первую очередь подонком К-к-кротовым. Хотя чуть ранее он снялся в заглавной роли в картине Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин", являющейся одной из самых выдающихся работ советского кинематографа второй половины прошлого века. На мой субъективный взгляд, свои лучшие роли в "Лапшине" сыграли не только Болтнев, но и Андрей Миронов, и Нина Русланова. Впрочем, это уже совсем другая история…