Пешком по исторической границе города Москвы.
Продолжаем наш рассказ о пешем прохождении Камер-Коллежского вала участниками клуба WakeUpMen.
В первой части мы рассказали о Камер-Коллежском вале (история, назначение и технические характеристики).
Прочесть начало можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-EdCj0ULGbm6ZRX?share_to=link
Вторую часть рассказа посвятили прохождению первого этапа маршрута.
Прочесть можно по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-Eff3ixlAYjCxXU?share_to=link
Третья часть повествования была о самом насыщенном участке маршрута - Этапе №2, которому мы посвятили две публикации.
Начало можно прочесть по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-FWxj0ULGbma6ZI?share_to=link
Продолжение вы найдете по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-0rfuUPGGPeulaJ?share_to=link
Этап №3 тоже еле уместился в две публикации.
Начало можно прочесть по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-FYLK-_-TCsqPa8?share_to=link
Продолжение вы найдете по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-NkLuP3Ow28d58g?share_to=link
А сегодня у нас рассказ о завершающем, четвертом этапе маршрута.
Камер-Коллежский вал. ПОЛНЫЙ ТРЕК + точки интереса.
Доступно для наших подписчиков на boosty по ссылке: https://boosty.to/wakeupmen_/posts/12d6a784-d7a9-4cdd-9c20-77ae2eb4dd86?share=post_link
Вы можете скачать 2 файла в формате kml (подходит для большинства программ и навигаторов, в т.ч. maps.me)
Историческая трасса КК вала с указанием местоположения всех застав.
Маршрут современной прогулки (единым треком). Вы можете самостоятельно выбирать протяженность каждого этапа исходя из имеющихся у вас времени и сил.
Он тоже выдался интересным и, даже неожиданным.
Но давайте по порядку.
Подписываясь на канал, вы помогаете нам делать его лучше и интереснее.
Нажав на кнопку “нравится” (лайк) - вы помогаете другим узнавать о канале.
Если вам понравилась публикация - поделитесь ею с друзьями.
Если вы подпишитесь на наш канал, то сможете своевременно узнавать о новых публикациях.
Наши планируемые путешествия и мероприятия: https://wakeupmen.bitrix24.shop/
Новостная группа в Телеграм: https://t.me/wakeupmenclub
Группа в VK: https://vk.com/club195965156
Канал в YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCiwLgCvlGhneO73aqy
Перед стартом заключительного этапа прохождения, представитель магазина NORDICPRO вручил участниками полезные подарки.
От организаторов и участников - большое спасибо магазину https://nordicpro.ru за поддержку и внимание.
В путь.
Начинаем наше сегодняшнее путешествие мы от станции метро Воробьевы горы.
Именно здесь мы закончили нашу прошлую прогулку.
Согласно нашему плану на сегодня предстоит покорить:
- Хамовнический Вал
- Можайский Вал
- Дорогомиловский Вал - застроен в начале 1960-х годов без сохранения названия. Но остался незастроенный участок и два здания.!!!
- Трёхгорный вал
- Пресненский Вал
- Грузинский Вал
Наш путь будет лежать по местам, где раньше находились заставы:
- Лужнецкая застава. Дороги: нет.
- Сетуньская застава. Дороги: нет
- Дорогомиловская застава. Дороги: Можайская дорога (сейчас: Кутузовский проспект, Можайское шоссе)
- Трехгорная застава. Дороги: выезд на Воскресенскую дорогу.
- Пресненская застава. Дороги: Звенигородская большая дорога (сейчас: Звенигородское шоссе, Рублёво-Успенское шоссе) Воскресенская дорога (сейчас Волоколамское шоссе)
Самое главное в том, что сегодня мы увидим ЕДИНСТВЕННОЕ сохранившееся здание, ранее входившее в комплекс заставы Камер-Коллежского вала.
Ну и конечно - СЕГОДНЯ мы финишируем, пройдя весь периметр Камер-Коллежского вала.
Олимпийский комплекс Лужники.
Для многих из нас Лужники это, прежде всего огромный рынок начала 90-х годов XX века.
Вы наверняка помните этот рынок. Но сейчас, уже довольно давно, все совершенно не так.
Сегодня Олимпийский комплекс «Лужники» — один из крупнейших спортивно-развлекательных комплексов мира. Он занимает площадь, превышающую 145 га, и состоит из 140 различных спортивных сооружений.
До 1992 года назывался Центральным стадионом имени В. И. Ленина.
Строительство «большого московского стадиона» стартовало в апреле 1955 года. А уже через 450 дней (1 год и 85 дней) он был открыт футбольным матчем между сборными РСФСР и КНР.
Большая спортивная арена олимпи́йского комплекса "Лужники" (до 1992 года — Большая спортивная арена Центрального стадиона имени Владимира Ленина) - центральная часть СК "Лужники".
Для строительства арены более 8 000 человек переселили в новые дома, под снос попала в том числе Тихвинская церковь — памятник архитектуры XVIII.
Небольшой переход и мы на Новодевичьем Кладбище - одном из самых «элитных» кладбищ Москвы.
Издревле в Новодевичьем монастыре постригались многие придворные дамы: родственницы Ивана Грозного, царевна Софья, царица Ирина Фёдоровна Годунова (сестра Бориса Годунова), большинство из них здесь и похоронено.
Советская власть традицию не нарушила: территорию за южной территорией кладбища определили как зону для погребения «лиц с общественным положением». Само кладбище стало элитным после того, как здесь в 1932 году захоронили супругу Сталина Надежду Аллилуеву, которая застрелилась.
Для нас посещения кладбища было данью уважения тем людям, о которых мы много рассказываем в рамках наших краеведческих проектов.
И тем, кто покинул земную обитель не так давно.
Более развернутый материал смотрите на нашем канале.
Исторические личности: https://dzen.ru/a/ZA1uHl8Y-h2MUCu3?share_to=link
Недавние утраты: https://dzen.ru/a/ZA1svJDTsBHsSvWO?share_to=link
Новодевичий Монастырь, несмотря на его значимость, мы не планировали посещать в рамках данного маршрута.
Поэтому, покинув кладбище, незамедлительно направились к набережной,
по которой нам предстояло пройти до пешеходного моста Богдана Хмельницкого.
Мост Богдана Хмельницкого был открыт в 2001 году как пешеходный мост. Изначально, его пролеты (арки) использовался в конструкции Краснолужского моста, мимо которого мы сегодня проходили.
Из-за необходимости усиления Краснолужского моста, его старые конструкции были перевезены и использованы при строительстве пешеходного моста в районе Киевского вокзала.
Вот по этому мосту мы и перешли на противоположную сторону реки.
Площадь Европы
Создана в 2002 году как символ единства Европы и символизирует близость современной России с Европой (как минимум на момент строительства 21 год назад).
В центре площади находится скульптура древнегреческого бога Зевса в образе быка, похищающего Европу.
Напротив Киевского вокзала расположены 48 флагштоков с флагами европейских стран.
Киевский вокзал.
Брянск и Калуга, Кишинёв, Киев и Одесса - основные направления куда отправлялись поезда с Брянского вокзала, переименованного в Киевский в 1934.
Первый поезд отправился с Брянского вокзала в августе 1899 года.
Одноэтажное, вытянутое здание с двумя входами/подъездами никак не вписывающееся в облик города с первых дней своего существования стало предметом шуток и карикатур..
Но, несмотря на насмешки и критику, здание простояло около 15 лет, пока в 1912 году не приняли решение построить новое здание вокзала.
Строительство началось перед Первой мировой войной— 28 мая 1914 года, и было завершено в 1918 году, но работы велись вплоть до 1920 года.
На нашем канале вы можете посмотреть видео сюжет посвященный Киевскому вокзалу: https://dzen.ru/video/watch/637e2e874c582919ad858042
Гуляя вокруг Киевского вокзала, невозможно пройти мимо входа в метро. оформленного входной группой аналогичной той, которые применялись в парижском метро в начале 20 века.
Ограждения, установленные в 2006 году, подарены Московскому метро, Парижским метрополитеном.
Этот вход в метро является точной копией парижской станции метро "Пер-Лашез" , конечно кроме таблички с названием “Киевская”.
Площадь Дорогомиловской заставы
Находится на месте одной из застав Камер-Коллежского вала. Дорогомиловская застава — начало исторической дороги из Москвы на Можайск и Смоленск.
9 мая 1977 года на площади был открыт обелиск “Москва Город-герой”
40-метровый четырёхгранный обелиск из серого гранита завершается золотой звездой.
У основания обелиска находятся пятиметровые фигуры солдата, рабочего и работницы, символизирующие единство советского народа.
Далее у нас еще один раритет Камер-Коллежского вала - уцелевший участок Дорогомиловского вала и здание, ранее стоявшее по линии вала.
Здание конторы и ворота Бадаевского пивзавода - стоят со времен когда Дорогомиловский вал еще был на карте города.
Немного о пивзаводе Бадаевский.
Завод занимал участок между современными Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко в Москве.
Архитектурный ансамбль завода является официально признанным памятником промышленной архитектуры конца XIX — начала XX века, внесённым в государственный реестр объектов культурного наследия.
В настоящее время на его территории ведется строительство жилого комплекса Бадаевский с апартаментами и общественным пространством.
Честно говоря, видя масштабы стройки, возникает опасение за сохранность зданий пивзавода.
У нас на канале есть рассказ о том самом товарище Бадаеве, чье имя носил завод. Рекомендуем. https://dzen.ru/a/Y67WFqLWeDZa3MAA?share_to=link
Далее по маршруту нашего следовния - гостиница Украина
Седьмая и последняя из сталинских высоток в Москве, построена в 1957 году.
Высота 206 метров (из них 73 – шпиль).
Первоначально гостиница должна была называться "Дорогомиловская", но в 1954 году, в честь 300-летия присоединения Украины к России Никита Хрущев «дарит» Украине полуостров Крым, а высотку называют «Украина».
Рекомендуем зайти внутрь. В конце главного холла расположена диорама "Москва – столица СССР", которая была создана специально к Нью-йоркской выставке в 1977 году и впоследствии была выкуплена собственниками гостиницы в 2007 году.
Проходим по Новоарбатскому мосту и выходим к Дому Правительства РФ, который изначально в 1981 году строился как Дом Советов.
В начале 90-х здесь неоднократно решалась судьба страны, в том числе и в ходе противостояния властей и оппозиции.
Не будем задерживаться надолго, ибо все эти события происходили у нас на глазах.
Идем дальше.
Фабрика Прохоровской Трёхгорной мануфактуры (или проще Трехгорка)
Основана в 1799 году купцом Василием Прохоровым как ситценабивная мануфактура. Названа Трехгорной по названию системы холмов: Три Горы. «Три Горы» являются одним из семи холмов на которых стоит Москва.
ТЭЦ №7 появилась здесь уже при советской власти.
Как и многие другие - фабрика не функционирует, а в ее помещениях находится деловой центр: офисы, рестораны, и малый бизнес.
Центр международной торговли (ЦМТ). Открыт в 1980 году. Построен при участии Арманда Хаммера.
Первый в Москве деловой центр, где могли бы разместиться и функционировать представительства зарубежных компаний.
Пара минту ходьбы от ЦМТ и мы в парке Декабрьского восстания.
Пустырь расположенный за Камер-Коллежским валом в 1920 году был превращен в сквер, получивший название «Сквер памяти борцов революции».
В 1963 году в сквере появился памятник В.И. Ленину,
а в 1967 году был воздвигнут мемориальный ансамбль «Булыжник — оружие пролетариата»
А еще, здесь в парке находится ЕДИНСТВЕННЫЙ сохранившийся в городе артефакт Камер-Коллежского вала.
Как вы помните, на каждой заставе были ворота.
А для размещения охраны и военных служили кордегардии. Вот одно из таких зданий и сохранилось на Пресненской заставе.
Здание кордегардии Пресненской заставы в настоящее время используется под хозяйственные нужды парка.
До финиша осталось совсем немного. Идем.
Перед нами здание бывшего универмага Мосторга «Московско-Краснопресненский».
Одно из первых зданий, специально спроектированных для советской торговли было построено в 1928 году по проекту братьев Весниных.
Слева от нас, напротив вестибюля станции метро «Улица 1905 года» в 1981 году был установлен Монумент Героям революции 1905 года.
Еще одно известное место на Пресненском валу - Клуб 16 тонн.
16 апреля 1996 года на первом этаже здания распахнул свои двери - традиционный английский паб собственной пивоварней.
А через год, в октябре 1997 года, на втором этаже открылся ночной клуб со сценой и танцполом. Тот самый клуб "16 Тонн".
Почему такое название?
Да в общем все просто: перед каждым концертом в клубе звучит песня «Sixteen Tons» американского исполнителя Теннесси . Э. Форда. В честь этой песни и назван клуб.
Вы наверняка знаете:
В русском варианте название клуба "Шестнадцать Тонн".
А в английском «Sixteen Tons» пишется с одной буквой “n”, поскольку в тексте песни и названии, имеется в виду не метрическая тонна (tonne), а так называемая короткая «американская» тонна (ton), вес которой составляет 907,2 кг.
А мы идем дальше.
На кругу Пресненского вала, Б. Тишинского переулка и Ходынской улицы ярким пятном бросается в глаза здание с надписью "5 хлебозавод"
Это действительно - бывший хлебозавод, а ныне выставочное пространство "Центр Зотов"
О том почему здание хлебзавода имеет такую форму, кто такой Зотов
и т.д., читайте в большом материале на нашем канале.
Статья и хлебозаводе: https://dzen.ru/a/ZAolXk_J40-4f-I3?share_to=link
Статья о Зотове В.П. : https://dzen.ru/a/ZAop2DMUvhqwmVlo?share_to=link
Идем дальше.
Неподалеку от Белорусского вокзала, полным ходом идет строительств очередного жилого комплекса.
Строится будущая "красота" прямо над железной дорогой, на территории бывшего Московского электромашиностроительного завода Памяти революции 1905 года (до Октябрьской революции — ремонтно-механические мастерские Московско-Брестской/Александровской железной дороги).
Под это дело у части заводских корпусов сняли охранный статус и …. их незамедлительно снесли.
Но, нет худа без добра, те у которых статус остался пока стоят, а благодаря сносу домов по красной линии вала - заводские цеха стали видны со стороны Пресненского вала.
Удивительно - как раньше здорово строили промышленные здания.
А еще стала видна водонапорная башня депо им. Ильича, возведённая в первом десятилетии XX века. Хороша.
И сразу за заводом мы случайно наткнулись на строение которое привлекло наше внимание богатым фасадом и аутентичным видом со стороны двора.
Бывший Фирсановский дом для вдов и сирот.
Огромный богадельный дом с отделкой в неорусском стиле по проекту архитектора М. А. Арсеньева начал строить купец Иван Григорьевич Фирсанов.
После смерти мужа, достраивали дом жена и дочь Фирсанова, которые по окончанию строительства подарили дом московскому комитету Братолюбивого общества снабжения неимущих квартирами.
В доме был открыт дом для вдов и сирот, названный в честь основателей Фирсановским и первая в Москве школа для слепых детей.
Еще пару шагов и мы на площади Тверской заставы. До финиша - рукой подать, но сначала немного осмотримся.
Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский) - хорошо известен всем горожанам и гостям города.
Торжественное открытие шестого в городе вокзала состоялось в сентябре 1870 года.
В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским.
Уже к концу XIX века вокзал не справлялся с возросшим пассажиропотоком.Но лишь в 1910 году открыли правое крыло нового вокзала, а в 1912 году — открыли левое крыло.
Свое нынешнее название вокзал получил в мае 1936 года.
Именно на этот вокзал в 1928 году прибыл из длительной итальянской эмиграции Максим Горький.
Ну а в 1951 году на месте, где писатель держал свою речь перед встречающими, был открыт памятник.
Вы конечно знаете:
На площади Тверской заставы в 1829-1834 годах, по проекту арх. О.И. Бове были сооружены Московские Триумфальные ворота (Триумфальная арка) — в честь победы Отечественной войне 1812 года.
Так как арка “мешала организации движения” - была демонтирована в 1936 году.
Триумфальная арка. Вид со стороны железнодорожного вокзала.
Копия ворот возведена в 1966—1968 годах на Кутузовском проспекте, ныне — площади Победы в районе Поклонной горы.
Переходим под землей Тверскую улицу и вот мы снова у Старообрядческого храма Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы относящийся к общине старообрядцев белокриницкого (поповского) согласия.
Храм, начали строить в 1914, а освятили в 1920 году после завершения отделки интерьеров.
Храм Святителя Николы Чудотворца у Тверской заставы. Декабрь 1916 г.
Подробнее читайте в публикации о прохождении первого этапа Камер-Коллежского вала по ссылке: https://dzen.ru/a/Y-Eff3ixlAYjCxXU?share_to=link
Ну вот и все. Мы снова на площади Тверской заставы, а это значит, что полный круг по Камер-Коллежскому валу пройден.
Позади более 40 км. пути. Множество интересных и новых для нас объектов и совсем другое восприятие нашего любимого города.
Какие впечатления?
Самые лучшие. Несмотря на то, что местами наш путь пролегал вдоль оживленной автомагистрали, несмотря на то, что многое изменилось за последние почти 200 лет - все отлично, интересно и познавательно. Именно такие маршруты дают наглядное представление как был устроен город раньше, как в нем жили люди, и может быть благодаря этому мы сможем лучше понять и предположить - каким город будет в будущем.
Мы закончили, теперь ваша очередь.
Наш путеводитель - к вашим услугам. Вот ссылка сразу на все части и дополнения: https://dzen.ru/suite/74a9ad8d-118f-40b0-8f9e-5127175e41b4?share_to=link
Ну а маршрут прогулки (все этапы и все объекты о которых мы рассказали) - вы найдете по ссылке: https://boosty.to/wakeupmen_/posts/12d6a784-d7a9-4cdd-9c20-77ae2eb4dd86?share=post_link (доступно для подписчиков).
Не забудьте поставить лайк и подписаться.)))
Отличное место для финиша - Депо на Лесной. 5 минут пешком от станции метро белорусская и ты в царстве еды и ...еды.)
Мы ограничились кофе и обсуждением результатов и полученных впечатлений.
Все остались довольны и в ожидании новых проектов изучения города и его окрестностей.
Все, на этом цикл статей о прохождении Камер-Коллежского вала завершен.
Хороших вам прогулок.
Оставайтесь с нами.
До новых встреч.