Найти тему
Rock AD

100 величайших песен в истории рока: 41 The Beatles — Hey Jude

Оглавление

Год выхода: 1968. Продюсер: Джордж Мартин

Apple Records
Apple Records

Это не просто еще одна из песен The Beatles, хотя какую из них можно назвать «просто песней»? Вряд ли кто-нибудь считает Леннона, Маккартни, Харрисона и Старра приверженцами строгого соблюдения безопасной формулы стопроцентного хита, но Hey Jude поистине был записью, выходящей за все устоявшиеся правила. Трек достоин особого внимания одним лишь фактом, что он стал их первым синглом, выпущенным на собственном лейбле Apple, и первым — записанным на восьмидорожечную ленту. При этом его продолжительность составляла более семи минут (включая четырехминутную коду, сыгранную оркестром из 40 музыкантов и звучавшую дольше, чем предыдущие четыре куплета). Hey Jude был эпичным произведением во всех смыслах.

Уже в зачаточном виде эта композиция настолько нравилась Полу Маккартни, что он играл ее каждому встречному — местным жителям в деревенском пабе, мимо которого он проходил, группам, которые он собирался продюсировать. Даже Джон Леннон, несмотря на то, что проблемы в отношениях между двумя «битлами» на момент написания Hey Jude были близки к апогею, считал ее величайшей из песен, что когда-либо производил на свет Пол Маккартни.

Основной мотив Маккартни написал, когда ехал в гости к Синтии Леннон и ее пятилетнему сыну Джулиану. Дело происходило вскоре после начала отношений Джона с Йоко Оно и последовавшему расставанию Леннонов. В начале основной рефрен звучал как Hey Jules, но по мере того, как песня обрастала «мясом», ее смысл расширился: «Jules» превратился в «Jude», а композиция стала жизнеутверждающим гимном противостоянию невзгодам, повышению самооценки и веры в себя.

The Beatles: где-то посередине 720-го «на-на-на-на...» || Getty
The Beatles: где-то посередине 720-го «на-на-на-на...» || Getty

Когда Маккартни впервые сыграл Леннону рабочую версию песни на фортепиано в душе у него все трепетало. Но, несмотря на напряженность в личных отношениях, бизнес есть бизнес, и Леннон понял, что это будущий хит, сразу, как только его услышал. Даже когда Маккартни стал извиняться за «наспех набросанный» текст (в первую очередь за фразу «Движение, что тебе нужно, сидит у тебя плече» // 'The movement you need is on your shoulder'), Леннон в ответ с ухмылкой возразил, что это лучшие слова в песне, и в итоге демо Маккартни осталось практически в неизмененном виде.

Леннона, кажется, даже не обеспокоило, что песня была адресована его сыну, главным образом потому, что он считал, что она посвящена ему самому. Кроме того, Джону каким-то образом удалось обнаружить в тексте не только молчаливое одобрение его отношений с Йоко, но и свидетельство разочарования Маккартни тем фактом, что она заменила его в жизни Леннона. В ответ на эти слова Маккартни также предъявил права собственности: якобы текст посвящен его собственной музе. И вскоре последовал новый резкий выпад со стороны Леннона, который утверждал, что Маккартни, вполне вероятно, упрекает себя за то, что бросил Джейн Эшер ради Линды Истман. С какой стороны не посмотри, это чертовски не простая песня. И давайте не будем забывать про восемь миллионов на-на-на-на-на-на-нах проданных экземпляров сингла, при том что их количество до сих пор продолжает расти.

Вернуться к списку «100 величайших песен в истории рока»

-3