Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала «Записки питерского скульптора».
Предлагаю вашему вниманию продолжение виртуальной экскурсии по Некрополю мастеров искусств Александра Невской лавры Санкт – Петербурга. В прошлый раз мы с вами «остановились у места последнего покоя поэта Василия Андреевича Жуковского.
Сегодня мы поговорим о замечательном русском литераторе, историке и реформаторе русского языка
Николае Михайловиче Карамзине (1766 – 1826)
Родился 1 (12) декабря 1766 года недалеко от города Синбирска в родовой усадьбе Карамзинка принадлежавшей его отцу Михаилу Егоровичу Карамзину. Для тех, кто возможно уже собрался меня поправить сообщу что губернский центр Симбирск, известный как родной город В.И. Ульянова – Ленина стал так называться в соответствии с указом Екатерины II от 1780 года, а на момент рождения Карамзина был захолустным провинциальным Синбирском, но это уже частности.
С 1778 года Коля Карамзин жил и учился в Москве. Одновременно с обучением в пансионе профессора И. М. Шадена он слушал лекции в Московском университете. Как и большинство мальчиков из знатных дворянских родов, он был с раннего детства приписан к Императорской гвардии и с 1781 по 1784 проходил службу в лейб-гвардии Преображенском полку, откуда вышел в отставку в чине поручика. После выхода в отставку жил в Симбирске, где вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после переезда в Москву стал членом «Дружеского учёного общества», созданного профессором Московского университета и видным деятелем русского масонства И.Г. Шварцем.
В 1789 -1790 годах путешествовал по Европе. Результатом этой поездки стала книга «Письма русского путешественника» сразу же принесшая автору огромную известность в кругах читающей публики. Поселившись после возвращения в Москве, Карамзин начал профессионально заниматься издательской деятельностью. В 1791 году он начинает издавать «Московский журнал» ставший первым в России литературно – художественным ежемесячником.
Среди других публикаций Карамзина в «Московском журнале» впервые была опубликована повесть «Бедная Лиза» положившая начало сентиментализму в русской литературе,
Можно сказать, что Николай Михайлович стал родоначальником исторического жанра в отечественной прозе.
Его повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» произвела огромное впечатление на императора Александра I, и тот высочайшим указом назначил Карамзина официальным придворным историографом с ежегодным денежным содержанием в 2000 рублей. Кстати сказать, это был первый и единственный случай в русской истории.
Получив это звание, Карамзин поселяется в подмосковной усадьбе Остафьево, принадлежавшее единокровному брату своей супруги Петру Андреевичу Вяземскому, где с 1804 по 1818 годы работает над «Историей государства Российского» ставшей главным трудом его жизни.
После выхода в свет первых 8 томов имевших огромный успех и вскоре переведенных на главные европейские языки Николай Михайлович с семьёй возвращается в Санкт – Петербург, где император поселяет его в Царском селе. В последующие годы Карамзин написал ещё три том «Истории…», последний из которых вышел в 1826 году, уже после смерти автора.
Николай Михайлович Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Таврическом дворце Санкт – Петербурга где проживал по приглашению вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матушки Александра I и Николая I, от чахотки. По преданию, сгубившая его болезнь стала результатом сильнейшей простуды, полученной им в результате многочасового пребывания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, где он воочию наблюдал за восстанием декабристов.
Был похоронен на Лазаревском кладбище Александра Невской лавры. Позже этот участок одного из старейших некрополей Северной столицы был переименован в Тихвинское кладбище, а ныне мы знаем его как «Некрополь мастеров искусств».
Памятник на могиле великого историка создан в полном соответствии с его завещанием и выглядит лаконичным по форме, но весьма выразительным и наполненным глубоким смыслом.
Прямоугольный саркофаг белого мрамора, установленный на основание (плинту) из красного гранита, символизирует чистоту души. На верхней грани саркофага находится бронзовый венок из дубовых листьев символизирующий верность отечеству. Точно таким же образом оформлено надгробие над могилой его супруги Екатерины Андреевны Карамзиной
и их дочери Елизаветы Николаевны Карамзиной, фрейлины с не сложившейся личной жизнью, но отличавшуюся, безграничной добротой и состраданием к чужим горестям. Лев Николаевич Толстой назвал её «примером самоотвержения».
Между прочим, именно Елизавета Николаевна, стала автором эскиза кованной ограды вокруг места захоронения родителей.
На западном торце саркофагов размещены медные четырехконечные кресты под которыми нанесена надпись .
«Блажени.чистii сердцемъ iакш miu Бога оузрятъ».
Обратите внимание, что крест, укрепленный на саркофаге Карамзина, имеет символ Всевидящего Ока, который явно намекает на принадлежность Николая Михайловича к масонам.
Николай Михайлович Карамзин был, несомненно, выдающимся человеком своего времени. В 1845 году на родине историографа был торжественно открыт памятник Н.М. Карамзину работы профессора ИАХ Самуила Ивановича Гальберга.
Статуя музы истории Клио, бюст Карамзина, а так же многофигурные горельефы были изготовлены под руководством Петра Карловича Клодта.
В 1862 году Карамзин был включен в шестнадцати фигурную композицию «Величайшие русские писатели и ученые на памятнике "1000-летие России" в Великом Новгороде.
В 1911 году был открыт памятник Карамзину в подмосковной усадьбе Остафьево, где, как я уже писал выше Николай Михайлович жил и работал в 1804 – 1818 годах
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. В ближайшее время наш рассказ о замечательных людях, похороненных в Некрополе мастеров искусств будет обязательно продолжен.