Найти тему
Vrihedd ard Targaid

Аватар - чемпион!

из открытых источников
из открытых источников

Итак, продолжаем наш разговор и, подводя итоги предыдущих статей, на примере Аватара я хочу обобщить свои мысли не только относительно конкретного фильма, но и о современном кинематографе вообще.

Я не побоюсь громких слов и прямо скажу, что фильм Аватар в определенном смысле шедеврален. Да в нем нет витиеватых философствований, постмодернистских психологических экспериментов, а рассказанная история не вызывает ошеломления в духе «вотэтоповорот». Но именно в этом и заключается изюминка фильма! Рассказанная история проста и не отвлекает уловками, не мешая зрителю легко считывать вложенный в нее смысл. Вторичность? Я бы сказала надежная опора и удачное следование классике жанра, когда мэтры фантастики умели простым и понятным языком в короткой, подчас бытовой истории задавать очень важные и серьезные вопросы.

И эта история рассказана хорошим кинематографическим языком. Действие не провисает, сюжетных дыр, - по крайней мере бросающихся в глаза – нет, а визуальный ряд – произведение искусства.

Вполне достаточно для хорошего фильма. Однако я считаю, что Аватар шедеврален прежде всего потому, что этот фильм являет собой эталон того, чем должен быть массовый кинематограф.

из открытых источников
из открытых источников

Начнем с самого простого (хе-хе) тезиса, что кино – это прежде всего зрелище! И сейчас, избалованные техническим прогрессом, мы ожидаем качественной картинки даже от сериальчика на вечер. И это правильно! Продукт, - а кино это еще и продукт, - должен быть качественным. Все, что такому требованию не соответствует, а тем более если еще сопровождается гнилыми отмазками про диванных критиков в духе «нумыжестарались, любите нас» – это все от Лукавого, как говорится!

Это все равно, что в век, когда роями летают всякие дроны и космические аппараты, говорить людям «а зачем вам горячая вода и теплый клозет». Дело в том, что горячая вода и клозет - это базовые требования, а вот космические аппараты уже достижение. Так что если на экране зритель невооруженным взглядом видит явную халтуру, то это она и есть. Это значит, что люди, которым заплатили за эту работу деньги, выполнили свою работу некачественно, только и всего. И никакие оправдания тут не работают.

Но кино - это еще и история. Причем все-таки именно история, как ни крути, стоит на первом месте! Поэтому люди пересматривают старые киноленты, которым исполнилось уже лет 60т, а то и 80ть, когда и мечтать не думали о таких технических возможностях, как сегодня. Поэтому нынче многие повторяют, - да ладно, картонные декорации - это не важно, если бы не было так тупо и скучно. То есть в истории помимо динамики развития должна быть идея, мысль, цель.

Забывать про них нельзя, иначе получится как с многими современными фильмами, когда невероятно яркие, современные картинки на экране так и остаются по сути «веселыми картинками», сшитыми друг с другом на живую нитку.

И закономерно проваливаются в прокате, несмотря на все свои визуальные навороты.

из открытых источников
из открытых источников

Но раз уж речь идет о массовом кино, - идея не должна быть чересчур сложносочиненной, завуалированной. Тарковский и «Солярис» – это все же на ценителя, а массовое кино – это легендарная по сей день трилогия «Звездные войны».

На самом деле, это очень тонкая грань, и чем дальше, тем отчетливее бросается в глаза, как мало осталось творцов, которые могут пройти по ней и не оступиться. С первым Аватаром режиссеру это удалось, однако дальше что-то пошло не так.

Вот об этом мы и поговорим в следующей статье, перейдя наконец вплотную к разбору сиквела.