Найти в Дзене
Кофе с Кандинским

Кардинал Ришелье. Как выглядел один из героев «Трех мушкетеров»?

Всесильный правитель Франции, обладавшей властью больше, чем у короля, Ришелье часто появлялся в произведениях искусства. Давайте же, посмотрим на его портреты. Не знаю, как вы, а я обожаю роман «Три мушкетера». В связи с этим решила сделать серию постов с портретами исторических персонажей, упоминавшихся в этой книге. Мой первый герой – Арман Жан дю Плесси Ришелье. Фамилия Ришелье происходит от названия места – так называлась земля, принадлежавшая одному из предков кардинала. Род Ришелье был весьма влиятельным, крестили маленького Армана маршалы Франции. Может быть, поэтому он и хотел стать военным, но семья убедила его сделаться епископом (в 22 года, хотя возраст епископства начинался с 26 лет). Одаренный молодой человек вскоре также получил степень доктора богословия в Сорбонне. Художник Филипп де Шампань был современником французского деятеля. Он написал семь вариантов этого портрета. Здесь Ришелье представлен в мантии кардинала, этот сан он получил в 1622 году. Портрет без малого

Всесильный правитель Франции, обладавшей властью больше, чем у короля, Ришелье часто появлялся в произведениях искусства. Давайте же, посмотрим на его портреты.

Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришелье. 1633-1640. Музей изящных искусств, Страсбург
Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришелье. 1633-1640. Музей изящных искусств, Страсбург

Не знаю, как вы, а я обожаю роман «Три мушкетера». В связи с этим решила сделать серию постов с портретами исторических персонажей, упоминавшихся в этой книге. Мой первый герой – Арман Жан дю Плесси Ришелье.

Фамилия Ришелье происходит от названия места – так называлась земля, принадлежавшая одному из предков кардинала. Род Ришелье был весьма влиятельным, крестили маленького Армана маршалы Франции. Может быть, поэтому он и хотел стать военным, но семья убедила его сделаться епископом (в 22 года, хотя возраст епископства начинался с 26 лет). Одаренный молодой человек вскоре также получил степень доктора богословия в Сорбонне.

Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришелье. 1633-1640. Королевская коллекция, Лондон
Филипп де Шампань. Портрет кардинала Ришелье. 1633-1640. Королевская коллекция, Лондон

Художник Филипп де Шампань был современником французского деятеля. Он написал семь вариантов этого портрета. Здесь Ришелье представлен в мантии кардинала, этот сан он получил в 1622 году. Портрет без малого 3 метра в высоту, так что кардинал изображен больше своего реального роста, голова даже кажется непропорционально маленькой.

Ришелье показан стоящим - поза, которую обычно можно увидеть на портретах светских деятелей 17 века. Священнослужителей по традиции писали сидящими – но здесь, вероятно, сыграл роль огромный политический вес Ришелье. На стеле рядом с ним описаны деяния царедворца.

Клод Меллан. Портрет Ришелье. 1642
Клод Меллан. Портрет Ришелье. 1642

Все портреты Ришелье сделаны в последние годы его жизни, что в общем неудивительно: власть его к тому времени особенно усилилась.

Вот основные вехи его впечатляющей карьеры:

  • в 1615 году он духовник будущей королевы Анны Австрийской
  • в 1616 году Ришелье получает пост военного министра
  • в 1620 году становится посредником между воюющими Людовиком XIII и его матерью Марией Медичи (да, и такое бывает!)
  • в 1622 возведен в сан кардинала
  • в 1624 году Ришелье - первый министр короля
Филипп де Шампань. Тройной портрет кардинала Ришелье. Ок. 1640. Национальная галерея, Лондон
Филипп де Шампань. Тройной портрет кардинала Ришелье. Ок. 1640. Национальная галерея, Лондон

Такой необычный портрет был сделан де Шампанем для итальянца Франческо Мочи, которому заказали скульптурный образ Ришелье. Три ракурса позволили скульптору начать работу, не ожидая сеансов позирования. Статуя была создана, но не пережила французскую революцию: тогда потеряли голову Ришелье. Вот так статуя выглядит сейчас:

Франческо Мочи. Статуя Ришелье. Ок. 1642. Музей Пилори дю Норд, Франция
Франческо Мочи. Статуя Ришелье. Ок. 1642. Музей Пилори дю Норд, Франция

Любопытно, что заказ на статую Ришелье первоначально был сделан знаменитому итальянскому ваятелю - Джованни Лоренцо Бернини, но в итоге тот создал только бюст. Этот скульптурный портрет во Франции подвергся критике за плохое сходство с Ришелье. Бернини, кстати, тоже работал не с натуры, а по картинам. Вот портрет его работы - французам, конечно, виднее, но по-моему, вполне похож. Хотя я к Бернини неравнодушна, может быть, в этом дело)

Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Ришелье. 1640-1641. Лувр, Париж
Джованни Лоренцо Бернини. Портрет кардинала Ришелье. 1640-1641. Лувр, Париж

Оставим ненадолго художников-современников великого кардинала. Надо признать, что личность Ришелье привлекала мастеров искусства и много веков спустя. Обычную человеческую, а не политическую, жизнь кардинала демонстрирует, к примеру, вот эта работа:

Шарль-Эдуард Делор. Ришелье в кабинете со своими кошками. 1885. Институт искусств, Детройт
Шарль-Эдуард Делор. Ришелье в кабинете со своими кошками. 1885. Институт искусств, Детройт

Всесильный кардинал заботливо наблюдает кошечек - ну милота же! Это уже в 19 веке художники стали фантазировать так о жизни кардинала. Котики скачут прямо по карте, но Ришелье и не думает их ругать: он отвлекся от писанины и любуется.

А вот это моя любимая работа - "Кардинал Ришелье во время осады Ла Рошели". Как изысканно красное одеяние кардинала на фоне бушующих вод и мокрых серых плит пирса!

Анри Мотт. Кардинал Ришелье на осаде Ла Рошели. 1881
Анри Мотт. Кардинал Ришелье на осаде Ла Рошели. 1881

Ла Рошель была городом-крепостью гугенотов (протестантов) и ее независимость постоянно раздражала Людовика XIII. Взять второй по величине порт во Франции была, мягко говоря, непросто. Кардинал (к тому времени он уже был начальником военного и торгового флотов Франции) велел построить плотину, чтобы осажденной Ла Рошели никто не мог прийти на помощь. Эту плотину и изображает нам художник Анри Мотт.

Между тем Ришелье боролся только с теми гугенотами, что имели политические амбиции, обычных верующих он не трогал - за это его называли плохим католиком.

Медаль с профилем кардинала Ришелье
Медаль с профилем кардинала Ришелье

У Дюма кардинал Ришелье изображен злодеем, но в реальности это был очень толковый и дальновидный политик: усиление флота, успешная осада Ла Рошели, победа над гугенотами, укрепление государства и увеличение его доходов, проведение различных реформ. Аристократия, кстати, ненавидела Ришелье - он всячески пытался сократить ее привилегии. Ришелье же раскрыл несколько заговоров против короля - поэтому Людовик и доверял кардиналу больше, чем собственной жене.

Ришелье также основал Французскую академию: благодаря его заступничеству частное общество стало государственным учреждением, а изучение французского языка и литературы получило поддержку короля.

Филипп де Шампань. Ришелье на смертном одре. 1642.
Филипп де Шампань. Ришелье на смертном одре. 1642.

Последний прижизненный портрет кардинала написал все тот же Филипп де Шампань. Бледный Ришелье изображен на фоне белых подушек и покрывал, но и здесь выглядывает красное одеяло цвета той самой кардинальской мантии.

Напоследок интересный факт. В жизни Ришелье была своя магия чисел: например, он занимал пост главного министра с 1624 по 1642 год.

P.S. Если вам понравился текст, подписывайтесь на мой канал - впереди посты об Анне Австрийской, герцоге Бэкингеме и других весьма интересных личностях.